Научные работники (и не только они) многих других стран, если подойти к вопросу честно и непредвзято, наверняка дали ничуть не меньше поводов для того, чтобы сделать их открытия предметом издевательств и насмешек, однако персонажами фольклора так и не стали.
- Британские учёные доказали, что люди не способны воспринимать всерьёз ничего, что открыто британскими учёными.
Если исходить из здравого смысла, британские учёные никак не должны быть мемом или медиавирусом. Во-первых, они существуют. Во-вторых, они вполне нормальные люди, не хуже и не лучше других учёных. Выделять их из мирового сообщества учёных нет особых причин. Однако если судить по интернету, то они выделяются очень сильно и, увы, не в лучшую сторону, — пишет Максим Кронгауз.
Реклама
Но сами открытия британских ученых, насколько комично бы они не выглядели — это только одна сторона медали. Другая, ничуть не менее важная сторона, на которую необходимо обратить внимание — это сам фольклор, персонажем которого стали ученые.
Фольклор, как малая разновидность большой литературы, нуждается не только в сюжетах, но и в персонажах. Шутить можно над чем и над кем угодно, но опыт показывает, что аудитории намного интереснее, если объектом насмешек выступает не абстрактный некто, а конкретное лицо.
Нам кажется, что запас таких лиц в окружающем мире неограничен, но это не совсем так. Чтобы войти в фольклор, мало быть просто известным или популярным человеком. Необходимо обладать какими-то запоминающимися чертами внешности, характера или хотя бы, например, необычным именем, звучание которого можно обыграть.
Именно поэтому и появляются пусть типизированные, но обладающие собственным именем и узнаваемыми чертами характера персонажи, такие как чукча, новый русский, блондинка или британские ученые. Главным и любимым героем фольклора в подавляющем большинстве случаев является дурак (если выражаться политкорректно, то речь идет скорее о «человеке, который постоянно попадает в глупые ситуации»), поэтому не стоит удивляться тому, что новый герой анекдота неизбежно воплощает собой новые оттенки глупости.
Каждый новый дурак из анекдотов глуп по-своему, — пишет исследователь Александр Балод.
Есть основания предполагать, что в появлении новых персонажей фольклора существует особая цикличность, и для установления ее закономерностей, разумеется, необходимы специальные исследования. Хотя в любых процессах и ситуациях, где задействован человеческий фактор, установить точные цифры очень непросто, если вообще возможно.
Чисто условно можно предположить, что усталость от популярного персонажа наступает через 10−15 лет, и тогда возникает лагуна, заполнить которую должен (во всяком случае, может) новый герой. Разумеется, такая тенденция не является линейной, и повлиять на развитие фольклора могут самые разнообразные события: выход новых фильмов, настроение общества, громкие события общественно-политической или светской жизни и, конечно же, творческий фактор — появление талантливых сказителей, авторов, сочиняющих истории, шутки и анекдоты, в которых фигурирует новый персонаж.
В начале 90-х годов вместе с приходом капитализма появился колоритный «новый русский», с начала 2000-х — заезжая «блондинка», а еще через несколько лет — британские ученые. Как будто в своем нынешнем комическом значении этот мем появился в 2003 году в популярном российском блоге Dirty.Ru, откуда и начал свое триумфальное шествие по Инету (пишут, что наиболее активным его пропагандистом был пользователь Dirty некто Плешнер, который сделал несколько десятков постов на эту тему в различных блогах).
Тем не менее не сами безумные открытия, а шутки и анекдоты на тему «британских ученых», судя по публикациям на сайтах юмора, начали активно появляться, начиная с 2009 года (впрочем, желающие могут поправить меня).
До этого большинство героев анекдотов пришли к нам из кино (Чапаев, Шерлок Холмс, Штирлиц); нового русского родила сама жизнь, хотя и он унаследовал черты других персонажей фольклора, блондинка пришла к нам с Запада.
С феноменом британских ученых все намного сложнее и запутанней. Они не были героями фильмов, во всяком случае, таких, популярность которых могла бы соперничать с «Семнадцатью мгновениями весны» или хотя бы «Начальником Чукотки». Прийти с Запада они не могли, поскольку были чисто русским феноменом, да и сказать, что их, как «нового русского», родила сама жизнь, было бы сильным преувеличением.
Глубинным фактором, вызвавшим к жизни «британских ученых», была, разумеется, потребность в новом дураке. Вопрос в том, почему очередной «дурак» приобрел столь особенные черты и предстал в образе «британских ученых».
Британские ученые, как мы уже говорили, — персонаж именно российского фольклора. Если так, не мог ли его прототипом быть кто-то из некогда популярных, но канувших в лету героев советского или российского анекдота? Например, забытый ныне «интеллигент» — в конце концов, большинство ученых, в том числе и британских, принадлежат именно к этой категории населения.
Пеpеполненный тpоллейбус.
— Будьте любезны, пожалуйста, не затpуднит ли вас пеpедать на билет?
— Ты че, интеллигент, в натуре?!
— Что вы!.. Что вы!.. Отнюдь!.. Такое же быдло, как и вы…
Главный сюжет анекдотов этого цикла — столкновение интеллигента с быдланом (он же «реднек» из англоязычного фольклора) в какой-то повседневной жизненной ситуации, например, в общественном транспорте. Обычно интеллигент пасует под напором быдлана, но при этом все-таки старается сохранить внутренне достоинство, и это ему часто удается. Вспомним одну из новелл знаменитого фильма Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», где студент-интеллигент Шурик вступает в противоборство с быдланом Федором и выходит из него победителем.
Однако анализ показывает, что тема науки, изобретений и открытий в таких анекдотах не фигурирует, главная тема — это «бытовуха», конфликт социальных типажей, впоследствии, уже в цикле про «новых русских», превратившийся в символическое столкновение мерседеса с запорожцем.
В унисон с темой открытий британских ученых попадает разве что следующий анекдот:
Начало 70-х годов XX века. Идет интеллигент — пиджачок, галстук, университетский ромбик, значок «Изобретатель СССР». Вдруг ему по морде — бух, бамс. Он:
— А-я-я-яй! За что! Сопли утирает.
А ему:
— Ты зачем, гад, СССР изобрел?
Но и этот анекдот на самом деле о другом: даже если и предположить, что именно этот конкретный интеллигент изобрел СССР, упрек быдлана был заключен не в бесполезности или абсурдности самого изобретения, а в его негативных последствиях для быдлана и всего общества. Заметим, что в какой-то степени тема «интеллигента» в дальнейшем перешла в серию анекдотов о «питерских».
На чемпионате мира по вежливости победил питерский алкоголик Вадим, которому не хватало всего двадцати рублей на опохмел.
Житель Питера никогда не скажет: «Засуньте свое мнение себе в задницу». Он скажет: «Я бы посоветовал вам проанализировать ваше мнение».
Еще одним любопытным персонажем советского фольклора были ученые-физики. Как таковых анекдотов о них практически не было, зато имели популярность короткие истории под грифом «физики шутят», которые время от времени печатались в СМИ.
Эйнштейн был в гостях у своих знакомых. Начался дождь. Когда Эйнштейн собрался уходить, ему стали предлагать взять шляпу.
— Зачем? — сказал Эйнштейн. — Я знал, что будет дождь, и именно поэтому не надел шляпу. Ведь она сохнет дольше, чем мои волосы. Это же очевидно.
Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил:
— Странный выбор. Кур разводить и то интереснее.
Нернст невозмутимо ответил:
— Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных — это значит обогревать на свои деньги мировое пространство.
Как мы видим, в историях про физиков не подвергался сомнению ни их ум, ни профессиональная компетенция. Предметом юмора является скорее необычный взгляд ученых мужей на мир, граничащий со странностью, впрочем, вполне понятной и объяснимой в случае, когда речь идет о великих ученых.