Один из вопросов, на который искусствоведы стараются найти ответ: когда появилась картина? К сожалению, художники далеко не всегда подписывали свои произведения, еще реже ставили даты. Насколько это важно?
Исследователи посвящают много времени изучению творческого пути художников, их интересует буквально все: краски, мазки, манера письма, ее изменение во времени, определение пика творческой мощи художника и длительность угасания таланта… Эти данные могут существенно повлиять на рыночную стоимость картин и их положение в мире искусства: картина может стать музейным экспонатом или покинуть музей и осесть в частной коллекции.
В те золотые времена живописи были популярны «фантастические»
Перед нами картина Бартоломеуса ван Бассена «Банкет в интерьере эпохи Возрождения», написанная в 1618 году.
Просторный зал, высокий кессонный потолок, кафельный пол с узором крупной фиолетовой и белой плитки. В глубине — непонятного назначения сооружение, над которым висит триптих «Поклонение пастухов», на стенах — пейзажи и цветочные натюрморты. В дальних углах слева и справа — шкафы.
Справа — две колонны из цветного камня с коринфским ордером, за колонной виден камин, на каминной полке — блюдо дельфтского фарфора, рядом — фарфоровая ваза (скорее всего — китайская). Справа от зрителя — один из участников банкета что-то готовит для подачи на стол (еда была приготовлена заранее). Ближе к зрителю, на подставке, украшенной листьями винограда, стоят две стеклянные посудины (с вином?).
В зале — две группы пирующих: за столом слева у окна — две женщины и трое мужчин, они о чем-то разговаривают. Прямо перед зрителем — веселая троица: две дамы сидят в низких креслах, а на их коленях развалился пьяненький кавалер. Дополняют общество небольшой пес на ступеньках и слева — маленькая обезьянка и попугай.
Может ли что-то в картине помочь определить дату ее создания? Или это — как и сама картина — из области фантастики? Оказывается, может! Вот что пишут искусствоведы:
Кейес* датирует эту картину ближе к середине 1620-х гг. Однако стиль одежды, особенно высокие мужские шляпы с относительно узкими полями и перьями, а также женские прически, делают более правдоподобной дату между 1618 и 1620 годом. Кажется невероятным, чтобы богатые заказчики Ван Бассена, знакомые с последними тенденциями моды, хотели получить картину с людьми в старомодной одежде на фоне роскошного интерьера (цитата из каталога «Вермеер и Дельфтская школа», 2001, Метрополитенмузей, США, пер. Б. Рохленко).
В этом отрывке есть любопытный фрагмент: «знакомые с последними тенденциями моды». Отсюда следует: искусствовед, помимо всего прочего, должен быть знатоком моды. Он не может просто пройти мимо истории костюма, запечатленной на картинах, и эта история — его инструмент в определении даты создания картин.
*Кейес Джордж Шепард- куратор Детройтского института искусств, Детройт, США.