Чем реален фантастический интерьер в старинной голландской живописи?

Реклама
Грандмастер

Золотой век голландской живописи… Это было легендарное время, время появления замечательных мастеров, время династий художников. За этот век было написано (так говорят искусствоведы) от десяти до двадцати миллионов картин! Портреты, пейзажи, натюрморты цветочные, фруктовые, vanitas, картины реальные и фантастические…

Один из вопросов, на который искусствоведы стараются найти ответ: когда появилась картина? К сожалению, художники далеко не всегда подписывали свои произведения, еще реже ставили даты. Насколько это важно?

Исследователи посвящают много времени изучению творческого пути художников, их интересует буквально все: краски, мазки, манера письма, ее изменение во времени, определение пика творческой мощи художника и длительность угасания таланта… Эти данные могут существенно повлиять на рыночную стоимость картин и их положение в мире искусства: картина может стать музейным экспонатом или покинуть музей и осесть в частной коллекции.

В те золотые времена живописи были популярны «фантастические»

Реклама
сюжеты картин, то есть такие, которые родились в воображении художника. Что может извлечь из фантастической картины специалист искусствоведения? Не так уж мало, как это может показаться на первый взгляд.

Перед нами картина Бартоломеуса ван Бассена «Банкет в интерьере эпохи Возрождения», написанная в 1618 году.

Реклама

Просторный зал, высокий кессонный потолок, кафельный пол с узором крупной фиолетовой и белой плитки. В глубине — непонятного назначения сооружение, над которым висит триптих «Поклонение пастухов», на стенах — пейзажи и цветочные натюрморты. В дальних углах слева и справа — шкафы.

Справа — две колонны из цветного камня с коринфским ордером, за колонной виден камин, на каминной полке — блюдо дельфтского фарфора, рядом — фарфоровая ваза (скорее всего — китайская). Справа от зрителя — один из участников банкета что-то готовит для подачи на стол (еда была приготовлена заранее). Ближе к зрителю, на подставке, украшенной листьями винограда, стоят две стеклянные посудины (с вином?).

Реклама

В зале — две группы пирующих: за столом слева у окна — две женщины и трое мужчин, они о чем-то разговаривают. Прямо перед зрителем — веселая троица: две дамы сидят в низких креслах, а на их коленях развалился пьяненький кавалер. Дополняют общество небольшой пес на ступеньках и слева — маленькая обезьянка и попугай.

Реклама

Может ли что-то в картине помочь определить дату ее создания? Или это — как и сама картина — из области фантастики? Оказывается, может! Вот что пишут искусствоведы:

Реклама

Кейес* датирует эту картину ближе к середине 1620-х гг. Однако стиль одежды, особенно высокие мужские шляпы с относительно узкими полями и перьями, а также женские прически, делают более правдоподобной дату между 1618 и 1620 годом. Кажется невероятным, чтобы богатые заказчики Ван Бассена, знакомые с последними тенденциями моды, хотели получить картину с людьми в старомодной одежде на фоне роскошного интерьера (цитата из каталога «Вермеер и Дельфтская школа», 2001, Метрополитенмузей, США, пер. Б. Рохленко).

В этом отрывке есть любопытный фрагмент: «знакомые с последними тенденциями моды». Отсюда следует: искусствовед, помимо всего прочего, должен быть знатоком моды. Он не может просто пройти мимо истории костюма, запечатленной на картинах, и эта история — его инструмент в определении даты создания картин.


*Кейес Джордж Шепард- куратор Детройтского института искусств, Детройт, США.

Реклама