Анаксарета — девушка из знатного троянского рода — приглянулась простолюдину Ифису, который в надежде увидеть ее лишний раз при каждом удобном и неудобном случае оказывался возле ее дома. Он пытался сделать своими союзниками ее кормилицу, ее рабов — всё напрасно.
Жалкое чувство свое он поведал кормилице; молит
Не отвергать его просьб, призывает питомицы имя.
К каждому он из рабов приближался со льстивою речью,
Голосом всех он просил, в тревоге, помочь доброхотно.
Любовный огонь доводил его до полубезумия, он писал предмету своей страсти любовные послания и вешал их на ее двери:
Часто свои поручал он признания нежным дощечкам,
Сам же в то время венки, орошенные влагою слезной,Реклама
Вешал на двери ее…
Пытаясь смягчить ее безразличие, он временами ложился на порог ее дома:
простирал он на твердом пороге
Нежное тело свое и замок проклинал злополучный.
Анаксарета не поддается. Мало того, она насмехается над назойливым поклонником, она не оставляет ему никакой надежды.
Ифис решается на самоубийство! Он произносит перед ее дверью прощальные слова:
Ты победила! — умру; веселись, о железное сердце!
Пусть бездыханная плоть насытит жестокие очи!
Он решил повеситься на ее двери:
к косякам, украшавшимся часто венками,
Влажные очи свои подымая и бледные руки,
К притолоке он узлом тесьму привязал и, промолвив:
«По сердцу ль этот венок жестокой тебе и безбожной?»
Веревка на притолоке, голова в петле… Он покончил счеты с жизнью… Тело страдальца отнесли его матери, которая и оплакала его, и обрядила в последний путь.
Рабы закричали. Подняв, его тело
К матери в дом отнесли, — отец к тому времени умер.
Та, прижимая к груди, обнимая холодные члены
Сына, сказала все то, что несчастным родителям впору…
Покойного Ифиса несут к погребальному костру — мимо дома Анаксареты:
Вот через город идет плачевное шествие скорби,
Желтое тело к костру провожая на смертных носилках.
Дом находился как раз на пути прохожденья унылой
Этой процессии; звук ударов по груди до слуха
Анаксареты достиг…
Виновница несчастья из любопытства решила посмотреть, что происходит, кого хоронят:
Но увидала едва на носилках лежащее тело,
Окоченели глаза, побледнело лицо и из тела
Будто вся кровь отлилась.
Анаксарета превратилась в камень:
Попыталась обратно ногами
Переступить, — не могла. Головой повернуться хотела —
Тоже не в силах; уже занимает помалу все тело
Камень, что ранее был в бесчувственном сердце.
Немецкий художник Виргиль Солис — книжный иллюстратор из Нюрнберга — соединил в своей гравюре два финальных эпизода трагического рассказа. Слева — Ифис, повесившийся у входной двери, в проеме двери — прислуга Анаксареты. Правее видна похоронная процессия: Ифиса несут на носилках. Слева на балконе — Анаксарета, виновница трагедии, смотрит на мертвое тело своего обезумевшего от страсти поклонника.