Рассказ начинается с того, что Аполлон не может своего возлюбленного взять в эфир (в небеса) — печальные судьбы не позволяют. Почему судьбы печальные? Возлюбленный погиб.
Амиклида Аполлон поселил бы в эфире,
Если б туда поселить разрешили печальные судьбы.
Любовь Аполлона была безрассудной: он проводил всё время в Спарте, у Гиацинта Амиклида.
Амиклид — потомок Амикла, основателя города Амиклы в Лаконике. Лаконика — область в Греции, где расположена Спарта.
Ни стрелы уже у него не в почете, ни лира;
Сам он себя позабыл; носить готов он тенета
Или придерживать псов, бродить по хребтам неприступным
Ловчим простым.
Очевидно, Гиацинт (и вместе с ним Аполлон) всё время проводил на охоте, ее непременные принадлежности — сети и охотничьи собаки. В ясный полдень ничто не предвещало несчастья:
Был в то время
Титан в середине меж ночью грядущей
И отошедшей, — от них находясь в расстоянии равном.
Титан — солнечный бог, отец зари.
Скинули платье друзья и, масляным соком оливы
Лоснясь, готовы уже состязаться в метании диска.Реклама
Овидий не сообщает, почему Аполлон и Гиацинт решили состязаться. Может быть, им наскучила охота. Но может быть, причина была в другом: олимпийские игры. А Гиацинт — царевич спартанского города — должен был принять в них участие. Возможно, это состязание Аполлона и Гиацинта должно было проверить готовность к играм (в играх принимали участие все спартанские юноши).
Первый метнул, раскачав, по пространству воздушному круг свой
Феб, и пред ним облака разделились от тяжести круга;
Времени много спустя, упадает на твердую землю
Тяжесть, паденьем явив сочетанье искусства и силы.
Феб — одно из имен Аполлона.
И тут Гиацинт в стремлении показать свою сноровку бросается к летящему диску, намереваясь его поймать:
Неосторожный тогда, любимой игрой возбуждаем,
Круг подобрать поспешил тенариец.
Тенариец — это сам Гиацинт, который жил на полуострове Тенар.
Гиацинт не успел его поймать: диск отскочил от земли и попал ему в голову:
вдруг содрогнулся
Воздух, и с крепкой земли диск прянул в лицо…
Гиацинт поражен диском насмерть, его лицо покрыла мертвенная бледность! Аполлон пытается оживить своего возлюбленного:
Он в объятия взял ослабевшее тело,
Он согревает его, отирает плачевные раны,
Тщится бегство души удержать, траву прилагая.
Все понапрасну: ничем уж его исцелить невозможно.
Аполлону остается только смотреть на умирающего Гиацинта:
неподвижен и лик умирающий; силы лишившись,
Шея, сама для себя тяжела, к плечу приклонилась.
Аполлон говорит с Гиацинтом, как с живым, он обещает погибшему вечную память в своих песнях, в цветке с его именем:
Лиры ль коснется рука — о тебе запоют мои песни. Будешь ты — новый цветок — мои стоны являть начертаньем. После же время придет, и славный герой заключится В тот же цветок, и прочтут лепестком сохраненное имя.
На месте, где пролилась кровь, появился цветок, на котором — так говорит Овидий — можно увидеть буквы, которые якобы передают стоны Аполлона. А спартанцы память о погибшем каждый год отмечают праздником:
Спарте позора в том нет, что она родила Гиацинта; Чтут и доныне его; что ни год, по обычаю предков, Славят торжественно там Гиацинтии — праздник весенний.