Что мы знаем о традициях и обрядах Вербной недели?

Реклама
Грандмастер

Вербная (или Цветная) неделя — название шестой по счету седмицы Великого поста. Что нам известно о традициях и обычаях этого постного периода? Как проводили его наши предки?

Своим названием эта неделя обязана Вербному воскресенью — последнему воскресному дню перед Пасхой, в который принято освящать веточки вербы. Каждый из дней, составляющих Цветную седмицу, в народе величали вербным.

Верба является одним из первых зацветающих в наших краях деревьев. В старину ему приписывались магические свойства. Наши предки верили, что веточка этого дерева способна отгонять от человека нечисть, оберегать его от бед и напастей. Освященной же в церкви вербе присущи и целебные свойства.

Наши предки такие веточки хранили в течение всего года за божницей или перед иконой. В некоторых местах, со слов русского этнографа Е. В. Аничкова, существовал обычай украшать вербные ветки ленточками и цветами из бумаги.

Реклама

Восприятие этого дерева как чего-то священного идет со времен язычества. Наши пращуры поклонялись крепкому и цветущему дереву в надежде, что оно одарит их жизненными силами, укрепит здоровье, наделит красой. Такие ритуалы проводились в том момент, когда верба наливается соками и переживает расцвет. Именно в весеннюю пору это дерево, по верованиям язычников, было способно поделиться своей силой с другими живыми существами.

Реклама

Освященными в церкви вербными веточками наши предки хлестали домочадцев, в частности детей, а также домашний скот. При этом приговаривали: «Верба хлёст, бей до слёз». Считалось, что этот ритуал избавит того, кого бьют веточкой, от болезней.

Реклама

Освященную в храме вербу также втыкали в двери и в крышу хлева, чтобы защитить скот. Использовали ее и для повышения урожайности земли. Для этого наши предки ломали ветки и разбрасывали их по полю.

Вербные веточки, как утверждает этнограф П. Чубинский, применялись в старину как лекарство и как оберег от бед. Окуривание такой веткой помогало при лихорадке. Для лечения больного младенца его купали в воде, в которую опускали освященную вербу. А еще народ верил, что в хату, где есть вербные ветки, никогда не попадет молния.

Помимо Вербного воскресенья, на Цветную неделю приходится еще один большой церковный праздник, называемый Лазаревой субботой и посвященный чуду воскрешения

Реклама
Иисусом праведного Лазаря.

В субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, народ ходил в церковь. Хозяйки же обязательно пекли хлебцы, в которые прятали разные предметы (аналогичный

Реклама
церковный обряд совершали и на Средокрестье).

В субботу и воскресенье Вербной недели на базарах продавали вербных херувимов. Речь идет об очаровательных розовощеких ангелочках. Упоминание об этом атрибуте шестой недели Великого поста нередко встречается у русских классиков.

Например, в романе «Бесы» (Ф. М. Достоевский) есть такие строки:

Такого вербного херувима в венке из бумажных роз я именно заметил вчера в углу, под образами, когда сидел у Марьи Тимофеевны.

В народе вербными херувимами было принято называть прелестных упитанных детишек. Иногда такое прозвище давали и взрослому мужчине. Однако подобное сравнение не было лестным и вызывало у окружающих лишь ироническую улыбку.

Реклама

Вербное воскресенье наши предки отмечали с размахом. Этот праздник был любим и простолюдинами, и царями. Каждому хотелось поучаствовать в Крестном ходе, совершаемом в этот день в Москве.

В воскресный день за неделю до Пасхи патриарх в праздничном облачении проезжал перед толпой, сидя на осле, подражая тем самым Иисусу Христу. Иногда вместо осла использовался конь, наряженный ослом. Это было театрализованное представление, проходившее до обедни на Красной площади. В нем принимали непосредственное участие не только духовные особы, но и бояре, и даже сам царь.

Многотысячная толпа наблюдала, как во главе праздничной процессии несли большое дерево. Оно было украшено не только вербными веточками, но и множеством фруктов, овощей. Рядом с ним шли отроки в белых одеяниях, поющие молитвенные песни. Следом за деревом, поставленным на двое саней, шагали юноши с зажженными церковными свечами. За ними несли хоругви, кадильницы, иконы. Далее следовали иереи в великолепных ризах, затем бояре.

Реклама

В хвосте торжественной процессии шли государь с митрополитом. Последний сидел на осле, накрытом белой тканью, а царь держал осла за длинный повод. В другой же руке у монарха были вербные ветви. Путь, по которому шла процессия, был устлан сукном.

Этот обряд впоследствии был упразднен Петром Первым.

«Шествие на осляти» было заменено народными гуляньями на Красной площади. В память же об отмененном обряде до завершения XIX столетия рядом с Лобным местом продавали вербные ветки в бумажных цветах, а также вербных херувимов.

Реклама