Где-то на просторах Фригии пастух Марсий (пастухом работал по совместительству, на самом деле он был сатиром) бродил со своими стадами и нашел дудку, которую выбросила богиня Афина. Дудка была плодом ее творчества (что ее побудило к этому — неизвестно), но у богини — как она ни старалась — звук получался сиплым, поэтому дудка оказалась на земле.
Как пишет Павсаний в «Описании Эллады», в афинском акрополе есть картина, на которой Афина бьет Марсия: он подобрал выброшенную ею дудку. Что вызвало ее гнев — неизвестно. Но Марсий (видимо, под влиянием побоев) решил, что это очень ценная находка, начал выдувать разные звуки по нескольку часов в день (кто слышал его, кроме коров и овец — непонятно).
Через какое-то время у Марсия начало что-то получаться. И настолько хорошо, что он решился посоревноваться с Аполлоном (как можно было сравнить игру на арфе — инструменте Аполлона с игрой на дудке?).
В этом соревновании странно всё: где Марсий мог слышать Аполлона — неизвестно, как он смог его позвать на поединок — неизвестно, кто собрал судейскую колллегию — неизвестно, кто определил ее состав — неизвестно. Но, тем не менее, поединок состоялся, и судьей был царь Мидас — фригийский царь.
Кончился этот концерт печально: Мидас решил, что Марсий играл лучше Аполлона; обозленный донельзя Аполлон подверг победителя страшной муке — содрал с живого Марсия кожу (так проявились скрытые за красивой внешностью Зависть, Ревность, Мстительность, Жестокость).
«За что с меня ты меня же сдираешь?» —
Молвит. «Эх, правда, — кричит, — не стоило с флейтою знаться!»
Так он взывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа.
Раною стал он сплошной. Кровь льется по телу струями,
Мышцы открыты, видны; без всяких покровов трепещут
Жилы, биясь; сосчитать нутряные все части возможно,
И обнажились в груди перепонок прозрачные пленки.
Смерть Марсия погрузила в скорбь обитателей округи — крестьян, фавнов, сатиров:
Пролили слезы о нем деревенские жители, фавны —
Боги лесов, — и Олимп, знаменитый уже, и сатиры —
Братья, и нимфы, и все, кто тогда по соседним нагорьям
Пас рудоносных овец иль скотины стада круторогой
Олимп, знаменитый уже — ученик Марсия, музыкант, игравший на духовом инструменте — прототипе гобоя, прославившийся победой на одном из музыкальных состязаний.
Обильные слезы проникли в землю, подземные струи слились в устремленные к морю ручьи:
Залили вовсе его, а земля, увлажненная слезы
Тотчас в себя вобрала и впитала в глубинные жилы;
В воды потом превратив, на вольный их вывела воздух.
Вот он, в крутых берегах устремляясь к жадному морю,
Марсия имя хранит, из фригийских потоков светлейший.
Фригийских потоков светлейший — фригийский поток — река в Малой Азии.
Река Марсия протекала в древнем городе Келены, столице Фригии времен владычества персов…