Слово «говеть» известно не каждому современному человеку. Оно означает посещать церковные службы, строжайше соблюдать правила и запреты поста, а также подготовку себя к таинствам исповеди и причащения. У этого слова есть еще одно значение — «почитать». В народе говорят «благоговеть», что значит относиться к кому-то с глубочайшим почтением.
В старину люди были твердо убеждены в очищающей силе говения. Особенно старательно люд говел во время Великого поста. И горожане, и деревенские жители несколько сот лет назад старательно соблюдали пост перед Пасхой, чтобы встретить этот величайший для христиан праздник с чистой душой.
Во время говения народ, даже старики, старались есть раз в день. Нередко рацион говеющего состоял из сухарей с водой. У многих крестьян имелась даже специальная постная посуда — горшки, миски и ложки, которыми пользовались только в постные дни.
Непростительным грехом во время Великого поста на Руси считалось чаепитие. Чай рассматривался нашими предками как полугреховный напиток. Большим грехом считалось употребление его вместе с сахаром. В постные дни вместо сахара наши предки использовали изюм.
По христианским традициям во время говения люди старались как можно меньше разговаривать, чтобы не проронить пустого слова. По вечерам же в семьях, где кто-то умел читать, обязательно читали для всех домочадцев божественную литературу. В вечерние часы также было принято молиться.
Во время Великого поста народ исправно ходил в церковь, исповедовался и причащался. К этим церковным обрядам готовились, как к празднику: женщины надевали свои лучшие одежды. В зажиточных семьях считалось грехом явиться к причастию не в новом платье. Девушкам, согласно народным обычаям, полагалось приступать к этим церковным таинствам, предварительно распустив косу. Собираясь в церковь, незамужние девицы распускали волосы, либо собирали в их пучок.
Строжайшее соблюдение поста в старину было присуще не только простому люду, но и знати, и даже государям. Благодаря известнейшему историку
Например, царь Алексей Михайлович ел в это время самую простую пищу. К его столу не подавали кулинарных изысков. Царь, его семья и приближенные питались во время говения ржаным хлебом, овсяной брагой, солеными груздями, рыжиками и огурцами, сырой и тушеной капустой, ягодными яствами, легким пивом с коричным маслом, квасом. Присутствовало на царском столе и масло льняное, конопляное, ореховое.
Во время говения государь обедал всего три раза в неделю (по четвергам, субботам и воскресеньям), в прочие же дни он вкушал только по куску хлеба с солью и с одним огурцом или грибом, запивая скудную трапезу стаканом полпива или кваса. За 7 недель поста государю лишь дважды подавали рыбные кушанья.
В наше время столь ревностное говение — большая редкость. Вероятно, люди в старину были более набожны и крепки в своей вере. Современному человеку есть чему у них поучиться.
Самих себя сначала приготовить должны мы; помыслы постом очистить, говеньем волю утвердить на подвиг и скорому помощнику помолиться. (А.Н. Островский «Козьма Захарьевич Минин, Сухорук»)