Во-первых, хорошая новость для всех, кто с японской литературой не знаком — японских имен в этой книге на удивление мало. А достигнуто это очень простым способом. Наши герои — участники Клуба детективов, и сами пишут детективные истории. Поэтому помимо имен у них есть псевдонимы, в качестве которых взяты имена знаменитых писателей Золотого века детектива. Так что у нас есть Эллери, По, Агата, Орци и другие, поэтому персонажи легко запоминаются.
К слову, язык книги достаточно прост в описательном плане. Здесь есть все, что нужно читателю для визуализации места действий, но нет никаких ненужных подробностей. Так, например, местоположение острова вам объяснят, но не станут говорить о том, какого цвета становятся его крутые берега в лучах закатного солнца. Если вспомнить «Десять негритят», Агата Кристи тоже ничего такого подробно не расписывала.
Кстати, о «Десяти негритятах». Если вы читали этот роман и неплохо помните сюжет, то вас ждет немало неожиданностей. По аннотации можно подумать, что автор полностью «вдохновился» романом Агаты Кристи, но это обманчивое впечатление. На самом деле книга наполнена изящными реверансами в сторону уже классического сюжета.
А неожиданности вот в чем. Велика вероятность, что вы подсознательно будете ждать каких-либо повторов, буквальных отсылок. И если так, то чтение станет только интереснее. Например, никаких фарфоровых фигурок в этой книге нет, но похожую роль играют другие предметы. «Ух ты, это же вместо исчезающих фигурок, вот ведь придумал!» — подумаете вы, пока герои книги будут недоуменно стоять вокруг стола. Так что, если вы прочитаете роман Агаты Кристи и после него откроете «Убийства в десятиугольном доме» — эффект будет интересным. Все это, разумеется при условии, что вы фанат классических детективов.
И если вы действительно им являетесь, то приготовьтесь к совершенно непривычному подробному анализу каждого действия преступника. Нет, здесь не будет сцен, когда каждый увидел по-своему и все ушли при своем мнении. Наши герои — участники Клуба детективов не просто так. Все известные сюжеты и приемы они сами используют при написании произведений для газеты Клуба.
Так что вас ждут дискуссии профессионалов. Почти наверняка все, что придет вам в голову, будет обсуждено в следующей главе или даже раньше.
Мотивы преступника могут вызвать у вас вопросы, но прелесть книги совсем в другом. Это словно игра с читателем. Есть множество мелких деталей, когда ожидаешь одного и считаешь себя очень умным, а потом оказывается, что автор предвидел, чего ты будешь ожидать, и обыграл этот момент.
Вычислить преступника по законам жанра хонкаку действительно можно. А можно рассуждать вместе с героями и наслаждаться игрой.