Окиронея. Почему она превратилась в лошадь?

Реклама
Грандмастер

Кассандра — пророчица. Ее пророчества всегда были связаны со смертью, публика не хотела это слышать, ее предсказаниям никто не верил. И она умерла не своей смертью, ее убила соперница.

Величайший русский поэт двадцатого столетия Владимир Высоцкий написал такие строчки:

Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней.
Но троянцы не поверили Кассандре,
Троя, может быть, стояла б и поныне.

Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою павшей в прах!»
Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев,
Во все века сжигали люди на кострах.

Похожая судьба была у дочери кентавра Хирона, которую звали Окиронея. Она тоже была пророчицей и тоже предсказала смерть. Ее не умертвили, ее не сожгли на костре, но ее судьбу нельзя назвать счастливой (вторая книга «Метаморфоз» Овидия).

Реклама

История Окиронеи начинается с любовных похождений Аполлона — бога Солнца, бога-врачевателя, которого древние считали воплощением мужской красоты. Одним из его божественных качеств было непреодолимое влечение к женскому полу, которое (как правило) осчастливленным его благосклонностью особого счастья не приносило, а иногда кончалось смертью познавших бога.

Коронида была возлюбленной Аполлона, но будучи беременной, изменила ему (весть об этом ему принес ворон). Разгневанный бог убил Корониду — застрелил из лука. Умирая, Коронида сказала ему, что она беременна, что у неё в чреве — его ребенок, ребенок Аполлона. Её — мертвую — уже положили на погребальный костер, и раскаявшийся в содеянном и не сумевший вернуть ее к жизни, Аполлон

Реклама

из огня и утробы родительской сына
Вырвал он и перенес к кентавру Хирону в пещеру;

Кентавр был даже рад такому подарку, заботился о чудом обретенном сыне. Любящая дочь Хирона — Окиронея — навестила отца (где она обитала — неизвестно, чем занималась — неизвестно). Боги наградили Окиронею даром прорицателя (почему и за что — тоже неизвестно).

…прорицала грядущего тайны.
Так, исступленье едва пророчицы дух охватило,
Только зажглось божеством в груди у нее затаенным,
Лишь увидала дитя…

Между прочим, это дитя — Асклепий (или — Эскулап), бог врачевания:

«Для мира всего благодатный,
Мальчик, расти! — говорит, — обязаны будут нередко
Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь».

Реклама

По пророчеству Окиронеи Асклепий сможет не только избавлять людей от недугов, но и воскрешать их. Олимп возмутился — воскрешение из мертвых было привилегией верхушки богов. И Асклепий погиб. Но впоследствии те же боги его воскресили.

Реклама

Как бы по случаю, Окиронея предсказала своему отцу страшную смерть от змеиного яда и потерю бессмертия:

Из вековечного тут божества тебя сделают снова
Смертным, и нить разрешат триединые сестры-богини.

Триединые сестры-богини — это богини судьбы, Парки, которые прядут нить жизни. Нить разрешат — разрежут нить жизни, то есть обрекут на смерть.

Окиронея едва успела произнести это пророчество — она превратилась в лошадь. Что с ней было потом — Овидий не рассказал…

Реклама