Гелиады. Что случилось с сестрами Фаэтона?

Реклама
Грандмастер

У Гелиоса — бога Солнца — был сын Фаэтон и дочери (сколько их было — история точно не сообщает: в одних источниках их было семеро, в других — трое). Гелиос каждое утро направлял свою колесницу по установленному пути — таким образом на Земле сменялись день и ночь.

Однажды Фаэтон попросил у отца позволения сесть в колесницу и проехать по пути, по которому его отец следовал каждое утро. Гелиос не разрешал, а Фаэтон настаивал. В какой-то день отец сдался. Это был роковой день (Овидий, Метаморфозы, книга вторая).

Фаэтон готовит упряжку, запрячь коней ему помогают сёстры. Юноша отправляется в путь, но падает в бездну вместе с упряжкой, он не справился с управлением.

Реклама

Сестры Фаэтона корили себя за то, что помогли ему отправиться в гибельную поездку:

Дочери Солнца о нем не меньше рыдают, и слезы —
Тщетный умершему дар — несут, и, в грудь ударяя, —
Горестных жалоб хоть он и не слышит уже, — Фаэтона
Кличут и ночью и днем, и простершись лежат у могилы.

Так прошло четыре месяца, четыре месяца непрерывных слез и стенаний:

Слив рог с рогом, Луна становилась четырежды полной.
Раз, как обычно, — затем что вошло гореванье в обычай, —
Вместе вопили они…

Вдруг с ними начало происходить что-то странное:

Фаэтуза меж них, из сестер всех
Старшая, наземь прилечь пожелав, простонала, что ноги
Окоченели ее; приблизиться к ней попыталась
Белая Лампетиэ, но была вдруг удержана корнем.

Реклама

Третья волосы рвать уже собиралась руками —
Листья стала срывать. Печалится эта, что держит
Ствол ее ноги, а та — что становятся руки ветвями.

У изумленной меж тем кора охватила и лоно
И постепенно живот, и грудь, и плечи, и руки
Вяжет — и только уста, зовущие мать, выступают.

Мать их слышит, спешит им помочь, но уже ничего не может сделать

Что же несчастная мать? Что может она? — неуемно
Ходит туда и сюда и, пока еще можно, целует!

Матери еще кажется, что она может спасти дочерей, она пытается их вытянуть из стволов:

Этого мало: тела из стволов пытается вырвать,
Юные ветви дерев ломает она, и оттуда,
Словно из раны, сочась, кровавые капают капли.

Всё напрасно, девочки деревенеют на глазах:

Реклама

«Мать, молю, пожалей!» — которая ранена, кличет.
«Мать, молю! — в деревьях тела терзаются наши…
Поздно — прощай!» — и кора покрывает последнее слово.

Деревья плачут, их янтарные слезы твердеют и превращаются в тот янтарь, который будет украшением:

Вот уже слезы текут; источась, на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь, который прозрачной рекою
Принят и катится вдаль в украшение женам латинским.

Этот трагический момент — превращение сестер в деревья — изобразил Санти де Тито (Santi di Tito) (1596−1603), итальянский художник, уроженец Флоренции. Предполагают, что он был учеником Бронзино или Бакко Бандинелли.

В 1558—1564 году работал в Риме над фресками дворца Сальвиати и Большого зала дворца Бельведер вместе с Джованни де Векки и Никколо Цирцинани. В 1564 году вернулся во Флоренцию, присоединился к Академии живописи.

Реклама

Среди его учеников были Людовико Сиголи (ведущий художник Флоренции конца XVI-го, начала XVII века) и Франческо Моки (видный скульптор и автор «Святой Вероники» в средокрестии базилики св. Петра в Риме).

Реклама