Новалис (Фридрих фон Харденберг) родился 2 мая 1772 года. Псевдоним взял от предков, которые называли себя де Новали. Он не дожил до своего 29-летия месяц и несколько дней, не успев воплотить в жизнь все свои начинания.
Но Новалис стоял у истоков немецкого романтизма в литературе и был для немецких романтиков образцом философа-поэта. Он написал такие строки:
Внутрь нас ведет таинственный путь.
В нас — и нигде больше — скрыта
Вечность с ее мирами; прошедшее и будущее…
Новалис получил разностороннее образование, был знаком с писателем, поэтом, драматургом и переводчиком Людвигом Тиком, Фридрихом Шиллером и другими выдающимися людьми того времени.
Глубокий след в душе Новалиса оставила любовь к Софи фон Кюн, с которой он был помолвлен. Соединить свои жизни им не суждено было — девушка ушла из жизни в 15 лет. Образ Софи, как символ возвышенной любви, проходит через все работы Новалиса.
На смерть Софи он написал «Гимны к ночи», в которых раскрывает свои сложные, порой противоречивые взгляды на свет и тьму (день и ночь), на жизнь и смерть. Ночь, смерть, тьма являются для поэта-мистика совершенством, открывающим вселенские просторы и знания.
Главным произведением Новалиса стал неоконченный роман «Генрих фон Офтердинген». Замысел этого романа возник у Новалиса после прочтения воспитательного романа Гёте, «Годы учения Вильгельма». Он был решительно не согласен с перевоспитанием романтика по натуре в практичного человека.
Взяв за основу легенду о средневековом поэте-певце Генрихе фон Офтердингене, Новалис описывает становление Генриха как поэта и стремление его к постижению жизненного идеала. Голубой цветок из немецких легенд и сказок олицетворяет в романе этот идеал, на поиски которого устремляется юный мечтатель Генрих.
В народном фольклоре Голубой цветок символизирует иную реальность, тоску по бесконечности и несбыточной любви, уход от земных тягостей жизни. Новалис обращается к Голубому цветку, как символу, благодаря рисунку друга, художника Фридриха Шведенштайна. Потрясённый смертью возлюбленной, он рассказывает другу о своих переживаниях. Фридрих присылает ему акварель, на которой изображён увядший цветок
Голубой цветок из романа Новалиса ворвался в души немецких романтиков. Он стал символом познания земной природы, Вселенной и своей души, всего неизведанного. Позднее Голубой цветок становится также символом странствий.
Вот как Новалис вводит в роман Голубой цветок, который, согласно легендам, указывает на клады, но открывает их лишь достойным:
…Юноша метался на постели и думал о незнакомце и его рассказах.
«Не сокровища так невыразимо привлекают меня, — говорил он себе самому, — жадность чужда моей душе: я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах; а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал…»
Голубой цветок Генрих увидел во сне. Во время путешествия он повстречал странствующего поэта и полюбил его дочь Матильду, а также узнал много сказок, легенд и поверий.
Таким вот увидел Генрих Голубой цветок в своём сне:
…Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски, и в воздухе носилось чарующее благоухание. Но он ничего не видел, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, ему захотелось приблизиться к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико…
Реклама
У Новалиса Голубой цветок наполняется дополнительной символикой — олицетворяет недостижимый идеал, к которому стремятся поэты-романтики.
Во второй, недописанной, части романа («Свершение») писатель хотел показать продолжение путешествия Генриха, в котором молодой поэт срывает Голубой цветок, увиденный во сне. Вторая часть, сохранившаяся в форме отдельных фрагментов, посвящена поэзии, идущей в Золотой век.
Голубой цветок в романе символизирует долгий путь к познанию своей души и самого себя.
Но понять неизвестное до конца нам не дано, в том и прелесть жизни — в вечном движении, в вечном познании. И, как ирония, а может, и знак судьбы — роман остался автором незавершённым…