Однако, если углубиться в изучение темы, задумывались ли мы когда-нибудь, зачем, почему и для кого распространяются мемы? А главное, кому это выгодно?
Что ж, как и всё гениальное, мемы появились из-за человеческой лени. Раньше люди исписывали сотни листов, чтобы рассказать историю, изрисовывали десятки квадратных метров, чтобы зафиксировать момент жизни, сочиняли симфонии, используя кучу инструментов, чтобы выразить чувства… Но всё это было очень сложно и осталось в прошлом, потому что теперь можно зайти на сайт с редактором мемов и в пару кликов сделать всё и сразу: историю рассказать, зафиксировать момент жизни, выразить чувства, да ещё и рассмешить весь мир и прославиться, собрав кучу лайков. Нужно всего лишь создать и распространить мем.
Когда интернет зарождался, политики, учителя и прочие люди с образованием говорили, что никогда картинки с текстом не заменят ни газет, ни радио, ни, тем более, телевизора. Однако время идёт и речи их меняются, дошло уже до того, что в университетах люди с серьёзными лицами обсуждают феномен смешных картинок с текстом. А уж что говорить о политиках, которые, наконец, поняли, что мемы — это отличный способ залезть людям в головы и заставить их думать так, как надо.
Одному человеку достаточно было сказать: «Make America great again», — чтобы люди начали над ним смеяться. Зато потом рука народа как-то сама собой потянулась к нужному пункту в бюллетене. Другому человеку достаточно было сказать: «Он вам не Димон», — чтобы собрать вокруг себя армию детей дошкольного возраста, готовую голосовать, но, к сожалению, не имеющую такой возможности. Моей учительнице по информатике однажды понадобилось лишь выкрикнуть «Антихайп!», чтобы класс тут же утихомирился.
Короче говоря, создание и распространение мемов очень даже выгодно людям, наделённым властью. Если целесообразно заняться разработкой стратегии по внедрению определённых мемов в жизнь людей, то можно многого достичь. Ещё Олдос Хаксли говорил, что людьми нужно управлять с помощью того, что им нравится. Нравятся людям мемы — дайте им мемы, нравятся людям гамбургеры — дайте им гамбургеры, нравятся людям бесталанные бездари — подарите им подписку на популярную музыку ВКонтакте.
Мемы очень нравятся людям, поэтому потенциал их использования в массовой коммуникации велик как ничто иное. В какой-то степени с помощью мемов можно захватить мир.
Если средства массовой информации
— это четвёртая власть, то мемы для них — один из самых удобных способов манипуляции человеческим сознанием. Ведь мемы для нас — всё! Можно сказать, что они заменили поэзию и журналы, лозунги и плакаты.В современной массовой культуре мемы являются распространителем информации о продуктах этой самой массовой культуры. Люди могут не смотреть фильмы о трансформерах, но, увидев парочку смешных картинок в ленте, тут же поймут, с чем это связано. А потом заодно пойдут и купят игрушку Оптимуса-Прайма своему ребёнку.
Мемы по фильмам распространяются — люди узнают про фильмы — идут на них в кинотеатры — там видят продакт-плейсмент рекламу — покупают себе кофточку, как у главной героини, и выкладывают в Интернет фотографии в этой кофточке. Таким образом информация о фильме распространяется ещё сильнее, а соответственно, увеличиваются гонорары швей и всяких модельеров, а заодно и киносъёмщиков. В итоге получается такая сложная система, что просто диву даёшься, как благодаря мемам производится такой оборот капитала!
Мемы — это как сарафанное радио: от одного к другому, потом к третьему, десятому, и, наконец, к сто пятидесятому. Людям нравится то, что выражает их эмоции, их чувства, что заставляет их улыбнуться и почувствовать себя лучше.
- Поэтому человеческий социум сам по себе является и каналом распространения мемов, и его адресатом и источником. В этом заключается одна из удивительных черт данного вида коммуникации.
Ещё мемы — это самый авторитетный источник из всех представленных массовой аудитории. Самый авторитетный он потому, что почти всегда является первым, из которого аудитория черпает информацию. Информационные мемы распространяются быстрее, чем информационные статьи.
Если на картинке написано, что скоро третья мировая война, значит, так оно и есть — пора снимать деньги с карточек и прятаться в лесу. Если на картинке сказано, что наши футболисты безногие, значит, опять проиграли. А если видишь, что какой-то политик-красавчик, значит, скоро выборы. Зачем читать Медузу, если есть лента ВКонтакте?
С другой стороны, мемы часто подталкивают человека изучать что-то новое. Чтобы понять некоторые шутки, нужно обладать конкретными знаниями. Мемы ведь бывают разные: профильные, локальные, профессиональные… И иногда приходится действительно разгребать архивные записи, чтобы понять, чего такого смешного нашли создатели мемов в словах Аристотеля, Коперника или Бориса Гребенщикова.
Мемы вообще не мешало бы использовать в педагогических целях. Мы примерно этим и занимаемся, когда изучаем, например, русский язык: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — чем вам не мем? Побольше такого — и глядишь, поднимем образование с колен… с помощью мемов.
Получается, что мемы — очень полезная, глубокая, разносторонняя единица информации. Их можно использовать для чего угодно в массовой коммуникации: и для привлечения клиентов к товарам, услугам и прочему, и для распространения новостей, и для образования, и для формирования в головах у людей определённого мировоззрения.
Однако, как мне кажется, сами по себе мемы возникли в результате усиленного, необратимого и очень заразительного деградирования человечества. Чем дальше мы живём и «развиваемся», тем более упрощёнными становятся способы коммуникации. Люди всё меньше задумываются над тем, что им говорить, что им хотят сказать и что им транслируется в мозг.
Употребление мемов вместо слов, как и употребление смайликов или скобочек — это идеальное олицетворение философии нынешнего молодого поколения: делать минимум — получать максимум. Меньше работать — больше зарабатывать, меньше говорить — больше вызывать эмоций, меньше писать — больше собирать лайки.
Если история действительно циклична, то, надеюсь, люди наиграются картинками с подписями и вернутся к нормальным видам коммуникации вроде письменных слов. А если нет, то, увы, такие, как я, вымрут, оставшись при своём мнении.