Первый фильм в жанре кинофантастики вышел на экран в 1902 году. Жорж Мельес снял «фильму» «Полет на Луну».
Режиссер снял пародийную комедию на романы Жюля Верна и Герберта Уэллса. Фильмы тогда были немыми и очень короткими, длительностью 10−15 минут. За это время герои успели улететь из пушки на Луну в специально созданном снаряде (как было в романах Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны»), попасть там в плен к селенитам, убежать из плена и как-то «выстрелиться» обратно.
В эпоху между двумя мировыми войнами в Германии был снят немой фильм «Метрополис» (1927 год). Это антиутопия об ужасном мире будущего, когда, буквально как в романе Уэллса «Машина времени», мир оказывается поделен на мир элоев и мир морлоков. Индустриальные рабы крайне порабощены и вынуждены работать на своих индустриальных хозяев.
В межвоенный период в СССР вышло несколько интересных научно-фантастических фильмов. Это «Аэлита» (1924) по роману
Отдельно хочется упомянуть фильм «Космический рейс».
Консультантом фильма был сам
С середины XX века идет расцвет и фантастики как жанра, и кинофантастики. В жанре кинофантастики существует 14 различных премий и наград.
В 1957 году на экраны вышел фантастико-шпионский фильм «Тайна двух океанов» по роману Григория Адамова. Фильм получился настолько удачным, что его до сих пор показывают по ТВ. Если кто из молодых пропустил этот шедевр кино — усиленно рекомендую посмотреть, как выдастся свободное время (около 3 часов). Если не придавать слишком много значения добрым чекистам и злым иностранным шпионам, это великолепная лента даже для нашего времени.
В советской кинофантастике большой след оставил режиссер Павел Клушанцев, снимавший научные и фантастические фильмы. Его работы не раз брали премии на различных кинофестивалях. Например, фильм «Метеориты» получил премию на Международном кинофестивале в Венеции в 1948 году. Его фантастические ленты «Дорога к звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) имели огромный успех у зрителя.
Право на прокат «Планеты бурь» купили 28 стран, в том числе и США. Правда, при прокате в США упоминание об СССР из фильма было изъято, изменено было и название фильма, в прокате он шел как «Путешествие на доисторическую планету» (
В 1963 году на Одесской киностудии вышел фильм «Мечте навстречу». Узнав, что на Марсе потерпел вынужденную посадку корабль внеземной цивилизации планеты Центурий, с Земли в исследовательском корабле «Океан» была послана спасательная экспедиция. Затем, вдогонку ей, посылается ракета РДУ-12 с запасом топлива — чтобы спасательная экспедиция смогла вернуться на Землю.
Загадочная внеземная цивилизация, приключения в космосе, на поверхности Марса, любовь. И три великолепных песни, сверхпопулярных в 60-е годы и известных в наше время: «И на Марсе будут яблони цвести», «Я — Земля
Эта песня стала неофициальным гимном советских космонавтов.
В 1967 году вышел на экраны фильм по роману И. Ефремова «Туманность Андромеды». Роман был великолепен, а снятый по нему фильм оказался ниже уровнем, сегодня он смотрится с интересом, но скорее как история фантастики, хотя музыка, написанная для фильма, очень хороша.
В США, начиная с 1950-х, фильмов в жанре фантастики вышло немало, в 1951 — «День, когда Земля остановилась», в 1956 — «Запретная планета» про взаимодействие землян с инопланетянами. Снимались фильмы про гигантских муравьев-мутантов, появившихся в результате действия радиации, сметающих все на своем пути. Были ленты про похитителей тел и про инопланетные корабли, которые, сев на Землю, заставляли мутировать все живое в тех регионах, где они приземлились. Были об инопланетных похитителях тел. Снимались фильмы обо всем, что было необычно и могло иметь успех у зрителя.
А в 1968 году вышел фильм «Космическая одиссея 2001» (режиссер Стенли Кубрик), снятый по роману Артура Кларка
. С этим фильмом началась уже современная кинофантастика.На экранах появились Большие Космические Приключения, потом появилось фэнтези. Трюковые съемки становились все более изощренными. Затем трюки оказались на 90% переведены в цифру, их стали делать при помощи компьютерной анимации, они безопасные.
Не только трюки стали виртуальными, но даже декорации во многих современных фильмах — плод работы ЭВМ: актеры двигаются на «зеленом фоне», а потом техника добавляет в картины приключений любую экзотику. Хотите — мрачные готические подземелья, хотите — поверхность Луна или далекой планеты Эртак. К новым фильмам сочиняется отличная музыка, приключения оригинальны, компьютерная графика трюков в этих фильмах великолепна.
И все-таки работы режиссера Клушанцева, сумевшего в 1940−1950 годы создать такие реалистичные фильмы о космосе, даже в наше время удивляют специалистов тем, насколько похоже он сумел показать космические полёты в то время, когда люди еще не знали, как на самом деле выглядит невесомость.