«Пену дней» я впервые послушал в рамках проекта «Модель для сборки» («МДС»), в озвучке уже легендарного Влада Коппа. Повесть произвела на меня необычное впечатление. Странный, искаженный мир, описанный в ней, вроде бы похож на наш, да не совсем.
В 2013 году вышел фильм «Пена дней». Содержание книги в нем передано неплохо, тем более что кино — «родное», снятое во Франции.
Я прочитал повесть и посмотрел фильм. Время от времени слушаю аудиокнигу. И, конечно, захотел больше узнать о зарубежном писателе. Но все как-то было некогда, пока не увидел другое кино.
Бориса Виана можно увидеть почти «живьем» (в исполнении современного актера) в замечательном биографическом кинофильме «Любовь хулигана» (2010). Речь там идет о Серже Генсбуре, тоже большом провокаторе и «разрушителе моральных устоев».
На экране появляется довольно странный человек, немного упитанный. Он явно принимает больше алкоголя, чем нужно. А еще его преследует двойник (оборотень), который есть у всех поэтов. За дальнейшими впечатлениями отправляю к названному фильму.
Борис Виан очень любил джаз (он вообще отметился во многих творческих профессиях — актер, переводчик, писатель и поэт, певец и музыкант). Тема любимого джаза проходит через всю повесть «Пена дней». Кстати, именно благодаря Виану, Серж Генсбур начал сотрудничество с модной джазовой группой в фильме «Любовь хулигана».
Виан поработал в разных жанрах и форматах (если такое слово применимо к нему). Названия его произведений — часто странные и провоцирующие современников. Самый скандальный роман — «Я приду плюнуть на ваши могилы».
Но вернемся к «Пене дней». В этом произведении — с избытком такого, что отталкивает и притягивает одновременно. Необычный юмор, игра слов, захватывающий сюжет — это больше интеллектуальная шарада, чем просто странная книга.
Мир наизнанку, характерные цитаты:
Повар кормил мышей превосходно, однако разъедаться не давал. Днем мыши вели себя тихо, как мыши, и играли только в коридоре.
Служитель в белом свитере открыл ему кабину и сунул в карман чаевые, но по всему было видно, что он лжец, что чая не пьет, что для него это не невинные чаевые, а винные, или даже коньячные.
Реклама
Рецепт такой: «Возьмите живого колбасуся и сдерите с него семь шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струей из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся.
На паперти, между двумя богато орнаментированными пилястрами, Надстоятель, Пьяномарь и Священок встречали прибывших.
Лично мне показалось, что там все-таки написано про наш мир. Хотя по сюжету разговор идет сначала об обычных вещах. Затем вы начинаете замечать какие-то странности. Наконец понимаете, что его герои — не совсем люди. Но, в конце концов, приходите к выводу, что наш мир не менее абсурден. (В предисловии к повести Борис Виан это, кстати, поясняет: «…она есть и проекция реальности, однако сдвинутая в иную плоскость…»)
«А о чем книга-то?» — спросите вы. Вот прочитаете и узнаете! Моя же цель — заинтриговать вас и отправить в направлении книжной полки или хотя бы аудиофайла. Единственное, я бы не рекомендовал слушать или читать это, если вы находитесь не в очень хорошем настроении, а также людям без чувства юмора. Возможны побочные и малопредсказуемые эффекты.
P. S. В 2020 году Борису Виану исполнилось бы 100 лет. Он прожил совсем короткую жизнь (39 лет), во многом из-за своего нездорового образа жизни. Но оставил нам несколько необычных, цепляющих своей странностью произведений. Повесть «Пена дней», несомненно, стоит прочитать. А дальше уже делайте выводы — ваше это или нет.