Весёлый танец, развратный танец: как появился чарльстон?

Реклама
Грандмастер
Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон «У моей девочки есть одна маленькая штучка»
Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой телёнок»

После окончания Первой мировой войны «цивилизованное человечество» как с цепи сорвалось. Рухнули все ограды и загородки, которые до войны городились внутри общества и которые считались главной основой порядка.

Те, кто выжили на Великой войне среди пулемётов, самолётов, цеппелинов и газовых атак, с полным основанием считали своё выживание чудом. И очень сомневались, что чудо это имеет божественную природу. Ведь молитвы в боях не спасали. Смерть не разбирала званий, рас и религий.

Равно уязвимыми были на фронте и солдаты — полуграмотные работяги да крестьяне, и офицеры — образованный класс. Одинаково гибли от пуль и осколков что белые европейцы, что чёрные до синевы сенегальцы, что смуглые индийцы.

И феминистки неожиданно для себя победили. Женщины, к которым до войны относились с лёгкой усмешкой или плохо объяснимой злобой — слабый ведь пол, успешно заменили мужчин там, где, казалось, им не было места в силу их природы: у станков и на тяжёлых работах.

Реклама

В общем, следовало задуматься, так ли жили до войны. И чаще всего люди понимали: нет, не так. Не надейся на будущее, его может не оказаться! Не строй абстрактных планов! Живи моментом! На бога, конечно, надейся, но и сам не плошай!

Десять послевоенных лет часто называют «ревущими двадцатыми». И они, действительно, вовсю ревели. Подали свой голос автомобили, которые стали доступны всем слоям общества, массовым средством коммуникации стало радио. И, конечно, отовсюду, из каждого увеселительного заведения, которых развелось видимо-невидимо, гремела музыка.

До войны эта музыка, весь этот джаз, показались бы какофонией. Но сейчас такое было в самый раз. Новую музыку не надо было слушать в концертных залах, нарядившись словно на приём к королевской особе. Можно было пойти в кабак, то есть в кабаре, где подавали вино и где позволительно было после бокала вина от души выдать чучу на танцполе под лихую негритянскую музыку.

Реклама

У женщин уже хватало смелости не ждать приглашения кавалеров. Под такую музыку можно было и одной танцевать или в паре с подружкой, весело размахивая руками и высоко поднимая ноги. Благо фасон новых платьев, укороченных почти до колена, позволял это делать ловко и красиво. Мир захватил не империализм и не социализм. Мир захватил чарльстон.

Реклама

Этот весёлый танец получил своё название от города Чарлстон (Charleston) в американском штате Южная Каролина. По меркам истории США Чарлстон — город старый. Он был основан в 1670 году переселенцами из Англии и назван в честь короля Карла II (1630−1685), правившего в то время.

Чарлс Таун был первым городом на большом куске земли, который король даровал в 1663 году восьми лордам, поддержавшим его возвращение на престол после революции, в ходе которой был убит его отец, Карл I (1600−1649). В честь Карла I подаренные земли назвали колонией Каролина. Позже, в 1729 году, Каролина разделилась на Северную и Южную. Вот какая выявляется дальняя, через 300 лет, связь между британской монархией и легкомысленным танцем!

Реклама

По традиции местом рождения чарльстона считают сиротский приют Дженкинса (Jenkins Orphanage). Чёрные дети-сироты играли на благотворительных вечерах в духовом оркестре. И пританцовывали, как могли. Они же были дети!

Реклама

Но местная музыка так и осталась бы местной достопримечательностью города Чарлстона, если бы она не попала на Бродвей. На основе простенькой мелодии чернокожий композитор Джеймс П. Джонсон (1894−1955) написал песню «Чарлстон», которая, прозвучав в шоу «Runnin' Wild», мгновенно превратилась в хит. А одноименный танец на ту же мелодию и в том же ритме стал стремительно завоёвывать популярность.

Больше всего электризовало публику, что чарльстон был вроде бы женский танец. Раньше такого не бывало! Его могли танцевать в одиночку или парой девушки, которых в обществе стали называть «flappers» (что по-английски означает «хлопушки»). Название вроде бы презрительное. Если судить по-старому, женщина не может танцевать без кавалера. И если танцует одна, значит, ищет спонсора, значит, проститутка. Одно из значений слова «flapper» было «распутница». Это возбуждало!

Реклама

Между тем старое рассуждение о нравственности девушки, танцующей в одиночестве, оказывалось неправильным. Эмансипированные девушки-флапперы, как правило, работали, и поэтому средства к существованию у них имелись. И мечтали они не столько о супруге-кормильце, сколько о друге сердечном. А поскольку «хлопушки» были девушки простые, то на неуважительные приставания могли ответить просто, но чувствительно. Кстати, ещё одно значение слова «flapper» — «колотушка». Так что, долой традиции и слава чарльстону!

Чарльстон завоевал Америку. Научиться танцу не составляло труда. Движения его оказались просты и бесхитростны. Главным умением было энергично двигаться под быструю, ритмичную музыку и, улыбаясь, довольно высоко поднимать ноги и энергично размахивать руками. В 1925 году чарльстон танцевала вся Америка.

Реклама

История танца на этом не закончилась — пришла пора заразить чарльстоном и Европу. Парижская публика узнала этот танец, когда туда приехала с гастролями из Америки

Реклама
Жозефина Бейкер (1906−1975). Эта мулатка очаровала Париж и, в свою очередь, сама была им очарована настолько, что, в конце концов, стала французской гражданкой. А во время Второй мировой войны она доказала верность новой родине делом. Впрочем, это отдельная история.

Но в 1927 году она продемонстрировала в Париже необычные и зажигательные танцы, приучив французскую публику к джазовым ритмам. К тому же танцы почти голышом в одной юбочке из бананов фраппировали французов гораздо меньше, чем американцев. В общем, французская публика именно в её исполнении с энтузиазмом восприняла и чарльстон. Благодаря Жозефине Бейкер этот танец в Европе стал настолько же популярным, как в Америке. Чарльстон признали королём танцев.

Реклама

Кстати, снова о королях и снова о королях английских. Чарльстон пересёк Ла-Манш и стал популярным в Великобритании. Настолько популярным, что его станцевал даже наследник короны, принц Йоркский Эдуард. Вероятно, дух короля Карла II, опосредствованно причастного к названию этого танца, был сконфужен. Он никак не думал, что кандидату в наследники его короны понравятся диковатые танцы чёрных рабов из американских колоний! Так недолго и до неподобающего брака с какой-нибудь американкой.

Как в воду смотрел старик! Был брак с американской разведёнкой, из-за которого Эдуард VIII в 1936 году отказался от короны. В результате чего история Британской империи в далёком от Карла II двадцатом веке пошла совсем по-другому.

Реклама

На этот танец обратили внимание даже в СССР. Как и всё, что приходило с загнивающего Запада, танец этот понравился людям, но не советскому идеологическому начальству. Нарком Луначарский, например, писал:

Я видел танец чарльстон и считаю его в высшей степени отвратительным и вредным.

Сказано наркомом — сделано подчинённым ему Главреперткомом. В 1924 году на эстраде и в советских учреждениях было запрещено исполнение американских танцев, которые, как констатировалось в постановлении

Реклама

…направлены несомненно на самые низменные инстинкты. …они по существу представляют из себя салонную имитацию полового акта и всякого рода физиологических извращений.

Как всегда, забота о подрастающей смене: не развратить бы! Тем же постановлением, что и чарльстон, запретили фокстрот, шимми и тустеп. Что с ними, буржуазными танцами, разбираться?

«Вторая молодость» — гарантия долгой жизни. Хотя чарльстон сейчас не слышится из каждой радиотрубы, он всё равно у всех на слуху. В фильмах, если хотят напомнить об Америке добрых, старых, докризисных 1920-х.

А главное, он размножился, преобразовавшись в несколько более современных танцев — линди-хоп и свинг. Дети, естественно, стараются не походить на родителя, но родства не скроешь.

Реклама