Молва — это не знание само по себе, это способ передачи знаний от особи к особи. Почему не от человека к человеку? Потому что в животном мире тоже есть передача знаний. Но только у человека молва воплотилась в божество, в богиню. Богине молвы, или сказания (можно сказать, и сплетен), в Афинах был посвящен алтарь.
Древние авторы не обошли вниманием эту богиню, о ней упоминают Гомер, Вергилий, а Овидий подробно описал ее покои и спутников в двенадцатой книге «Метаморфоз».
Есть посредине всего, между морем, сушей и небом,
Некое место, оно — пограничье трехчастного мира.
Эта точка, где сошлись море, суша и небеса, настолько высока, что оттуда виден весь мир, до самых дальних его границ. И что самое примечательное — в этой точке сходятся все звуки подлунного мира:
все голоса человечьих ушей достигают.
То есть, что бы вы ни высказали, это моментально доходит до покоев Молвы, которая царствует в этой точке:
Там госпожою — Молва;
Входов устроила там без числа в хоромы; прихожихРеклама
Тысячу; в доме нигде не замкнула прохода дверями…
Совершенно естественно, что этот дом открыт и днем, и ночью — иначе не будет самой молвы! А для лучшей слышимости
весь-то из меди звучащей:
Весь он гудит, разнося звук всякий и все повторяя.
Нет тишины в нем нигде, нигде никакого покоя…
Покоя нет, но нет и криков, молва разносится шепотом, подобным негромкому шуму прибоя. Правда, иногда возникают шумы, похожие на далекие раскаты грома.
В приемных комнатах — толпы разных слухов, и правдивых, и неверных:
Ходят; делиться спешат с другими неверною молвью,
Уши людские своей болтовнею пустой наполняют.
Кто же еще обитает во дворце Молвы? Там есть рассказчики, которые к услышанному прибавляют своё, там Доверчивость и Заблужденье вливаются в уши слушателя.
Те переносят рассказ, разрастается мера неправды;
Каждый, услышав, еще от себя прибавляет рассказчик.
Бродит Доверчивость там; дерзновенное там Заблужденье…
Молва может родить напрасную Радость или убивающие душу Страхи, она может породить ползучий Раздор, от нее может появиться Ропот:
Там обитая, Молва все видит, что в небе творится,
На море и на земле, — все в мире ей надобно вызнать!
Одна из ипостасей Молвы — Слава. Она может быть хорошей — тогда о чем-то можно сказать: «Прославлен». Она может быть дурной — тогда о чем-то или о ком-то говорят: «Ославлен!»
Немецкий скульптор Роберт Хенц представил Молву в виде женской фигуры, стоящей на шаре (возможно, скульптор так изобразил «Некое место — пограничье трехчастного мира, между морем, сушей и небом»): в правой руке у нее труба, которая разносит известия во все края, а в левой руке — лавровый венок славы. И чтобы донести до зрителя идею моментального распространения Молвы (в нашем случае — Славы), скульптор дал ей крылья.