Поэтому значительно чаще дополнением к нескольким рыболовным крючкам разных номеров просил пластиковую свистульку, во внутрь которой надо было залить немного воды. И тогда она не свистела… Пела! С переливами, выдавая разные коленца. Чистый соловей!
А глиняные птички и баранчики, как правило, так и оставались у старьевщиков…
Так бы, наверное, и пребывал в неведении по поводу ценности тех птичек и баранчиков из моего, уже такого далекого детства, если бы как-то не попал в Мурманск. Вот там было у меня немного времени, я и зашел в областной художественный музей.
И уже на первом этаже, в той части экспозиции, что посвящена декоративно-прикладному искусству — росписи по дереву, кружевоплетению и плетению из бересты, резьбе по дереву или кости. Вот там… Стоят и глиняные игрушки. Такими небольшими группками. И возле каждой — табличка с пояснительной надписью. «Филимоновская игрушка». «Игрушка Коми». И вдруг… А это что такое?! «Старооскольская (!) игрушка». И за табличкой — знакомые с детства свистульки. Птички. Баранчики.
Естественно, я и заинтересовался — что за чудо такое?! Стал подыскивать информацию.
Оказалось, что благодаря археологическим находкам специалисты датируют время начала изготовления старооскольской глиняной игрушки… XV веком! Вот такой парадокс. Старого Оскола ещё не было… Только в 1593 году на южных рубежах Русского государства была заложена застава, получившая своё имя по топониму реки, на берегах которой она встала — Оскол. И лишь спустя чуть более полувека, после переименования города Царев Алексеев в Новый Оскол, она стала носить свое нынешнее название —
Вот так. Города ещё не было, а игрушка уже появилась. Правда, пластика старооскольской глиняной игрушки XV века — коников, уточек — мало чем отличается по своей форме от игрушек многих других местностей европейской части России, в которых в то время было развито гончарное ремесло и, помимо прочего, изготавливались игрушки.
Но уже в следующем, XVI веке, старооскольская игрушка меняется, приобретает определенное своеобразие. Скорее всего, на это повлияли свойства глины, которая использовалась при изготовлении игрушек. Хотя в окрестностях Старого Оскола есть разная материальная основа для гончарного производства — как широко распространенная и в иных местах красножгущаяся, так и довольно необычная беложгущаяся глина. А в ряде случаев (при производстве труб, дымоходов, грузил для рыбацких сетей и иных, не самых распространенных изделий) использовалась и глина, дающая при обжиге черный черепок. Но на производство игрушек, в подавляющем большинстве случаев, шла белая глина, изделия из которой (если их сравнивать с изделиями из красной глины) — более хрупкие. В результате поначалу традиционные «лебяжьи» шеи старооскольских коников стали значительно короче. Уточка же со временем трансформировалась в птичку.
Появляются новые игрушки: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами. В конце XVI в. среди старооскольских игрушек уже можно обнаружить фигурки коровы и быка. Коника, как такового, гончары практически не делают, ему на смену приходит безногий всадник в фуражке или треуголке, ухватившийся руками за его шею.
Ещё позже, в конце XIX-начале XX вв., на историческую сцену выходят новые староскольские игрушки: как звери и птицы — медведь с кувшином-свистком, курочка, олень, лисичка, так и человеческие образы — «Барыня» в муфточке и шляпке. На смену безногому всаднику приходит казак с ногами.
Поначалу, в
С конца XIX в., когда после отмены крепостного права началось бурное развитие товарно-денежных отношений и заказчикам понадобилась яркая броская игрушка, их начали украшать разными красками. Самыми распространенными из них стали разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш. Значительно реже те мастерицы, что побогаче, покупали, по воспоминаниям старых гончаров, «у китайца на рынке» красную или малиновую анилиновые краски.
Как самостоятельный народный промысел старооскольскую игрушку, благодаря настойчивости московского искусствоведа и коллекционера
Но это всё — теория. А она, как когда-то сказал товарищ Гёте в своем бессмертном «Фаусте»: «Суха, мой друг, теория везде,/ А древо жизни пышно зеленеет». Нет, не скажу, что старооскольский гончарный промысел зеленеет так уж пышно. Но, несмотря на все трудности, он жив, благодаря усилиям многих энтузиастов и просто патриотов… Не квасных, истинных патриотов и любителей своего края.
А потому… Пожелаем им удачи. Пусть вместе с ними живет и развивается в Старом Осколе этот древний промысел, который со временем трансформировался в народно-прикладное искусство. Которое даже по музеям… Не стыдно!
Конечно, наши малогабаритные квартиры — не музеи, но если вдруг… Мало ли, занесет вас нелегкая (или легкая) в Старый Оскол… Так не поленитесь, остановите какого встречного-поперечного и спросите его: «Слышь, земляк, а где тут у вас?..»
Не скажу, что будет вам счастье. Но добрую память о тех прекрасных местах вы увезете с собой. Да и мастеру-гончару будет приятно. А когда ему будет приятно… Как говорил Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино», «и мне будет приятно»… Значит, всё-таки не зря я об этой старооскольской посадской глиняной игрушке рассказал.