«Неожиданный» потому, что известный своими гитарными запилами музыкант решил вдруг вспомнить детские уроки игры на фортепиано и начал осваивать новомодные синтезаторы.
Клавишный рифф к своему будущему хиту Эдди сочинил ещё в 1980 году. Однако тогда ни его коллегам по группе, ни продюсеру подобные эксперименты не понравились. Они считали, что негоже корифеям тяжёлого рока делать синтезатор ведущим инструментом.
Эдди Ван Хален:
Некоторые люди не хотели, чтобы я играл на клавишных, потому что они думали, что я должен быть только гитарным героем.
К своему наброску Эдди Ван Хален вернулся лишь спустя три года, когда построил на заднем дворе дома свою собственную студию под названием «5150» (таким был полицейский код Лос-Анджелеса, сообщающий о сбежавшем пациенте психбольницы). В студии музыкант мог спокойно, без надзора продюсера и «дружеских советов», реализовывать свои самые смелые идеи. Эдди превратил синтезаторный набросок в полноценную законченную композицию и только после этого показал результат группе.
Эдди Ван Хален:
Первым, что я там (в студии — С.К.) сделал, была «Jump», и им это не понравилось. Я сказал: «Хотите — берите, хотите — откажитесь», меня тошнило от их идей о том, что считать коммерческим.
Гитарист постоянно повторял, что никогда не сочинял песни с расчётом попасть в радиоротацию — просто делал то, что ему на данный момент интересно. А вот продюсер Тед Темплмэн, поразмыслив, всё же узрел в новой композиции коммерческий потенциал. Тем более что она всё-таки не была чистым синти-попом, а содержала в себе и фирменное гитарное соло. Сам Ван Хален считал это соло, склеенное из двух дублей, лучшим из всех, которые он когда-либо играл.
Вскоре Темплмэн убедил остальных участников группы в том, что данная музыка достойна включения в альбом, и дал вокалисту
Идея идеей, но для вдохновляющей мажорной мелодии тема суицида явно не подходила. В результате песня зазвучала как обращение к некой девушке. Учитывая, что в других интервью об истории песни Дэвид говорил, что на самом деле он имел в виду стриптизёршу, то восклицание «Jump!» приобретало привычный для рок-музыки сексуальный оттенок.
Автор перевода — Олег Лобачев:
…О! Разве ты не видишь меня, стоящего здесь?
Я прислонился спиной к аппарату для записи.
И я — это не самое худшее, что ты видела.
О! Разве ты не понимаешь, что я имею ввиду?Можешь тоже прыгать. Прыгай!..
Впоследствии песня вообще стала восприниматься в самом широком ключе — как призыв решиться на какой-то важный поступок, способный изменить твою жизнь.
Дэвид Ли Рот:
В конце концов, она была записана в более позитивном ключе. Слушая пластинку, её легко можно интерпретировать в духе: «Давай за дело!»
Однако суицидальная трактовка тоже никуда не исчезла. Недаром после терактов 11 сентября 2001 года «Jump» внесли в список песен, нежелательных для радиоротации.
В том же году в Омахе (штат Небраска) произошёл и вовсе вопиющий случай. В то время, когда полицейские уговаривали очередного самоубийцу не прыгать с эстакады, на полицейскую волну пробился какой-то «тролль-хакер» и начал без конца транслировать «Jump». К счастью, до ушей самоубийцы призыв прыгать не дошел, и всё обошлось.
Чем-то похожий случай произошёл в январе 2010 года, когда скучающий в пробке водитель заказал «Jump» по радио. Чёрная ирония заключалась в том, что, как оказалось, пробка была вызвана женщиной, которая угрожала спрыгнуть с моста. Вскоре после того, как заиграла песня, она прыгнула, но не погибла, отделавшись сильными травмами ног. Правда, и в этом случае маловероятно, что самоубийца могла услышать радио…
Но вернёмся в 1983 год. 21 декабря «Jump» вышла на сингле, став первой и последней песней VAN HALEN, возглавившей американский топ. Синтезаторно-гитарная помесь не только не оттолкнула поклонников, но и значительно расширила аудиторию группы. Успеху не повредило даже заявление Дэрилла Холла из дуэта Hall & Oates о том, что синтезаторная партия «Jump» позаимствована у их хита 1981 года «Kiss of My List» (впрочем, Холл тут же добавил, что не видит в этом никакой проблемы).
Песню сопровождал видеоклип, имитирующий концертное выступление. То, что это имитация, склеенная из нескольких дублей, заметить нетрудно. Участники группы постоянно тычутся в камеру, а в одном месте Эдди играет гитарную партию там, где гитара… не звучит. Несмотря на дешевизну и незатейливость, клип вышел весёлым — как всегда, отличился Дэвид Ли Рот с его ужимками и прыжками. Видео получило приз «MTV Avards» за «лучшее сценическое выступление» и тут же породило волну подражаний.
«Jump» вошла в очередной альбом VAN HALEN, без затей названный «1984». О грандиозном успехе альбома свидетельствует уже то, что занять первое место ему помешал только эпохальный «Thriller» от Майкла Джексона.
Иронично то, что Эдди Ван Хален сам приложил свою руку к «Триллеру». Он записал гитарную партию для песни «Beat It» — причём не взяв за это ни копейки.
Эдди Ван Хален:
Я сделал это в качестве одолжения. По мнению участников группы, менеджера и всех остальных, я был полным дураком. Но я знал, на что шёл, так как никогда не делаю того, чего не хочу.
В интервью 2012 года гитарист со смехом вспоминал, как в одном из магазинов крутили клип «Beat It», и какой-то мальчишка с пренебрежением сказал: «Послушай, как этот парень пытается косить под Эдди Ван Халена!»
Что касается «Jump», то песню не раз пытались омолодить. В 1998 году её перепела британская танцевальная группа BUS STOP.
А в 2019-м земляк братьев Ван Халенов — голландский диджей Армин ван Бюрен — сделал на «Jump» ремикс, который исполнил вместе с Дэвидом Ли Ротом на фестивале «Ultra Music» в Майами.
Были у успеха песни и свои отрицательные последствия. Перемены в стилистике VAN HALEN не устраивали Дэвида Ли Рота. В 1984 году он покинул группу (его место занял Сэмми Хагар) и вернулся только в нулевые.
Впрочем, несмотря на смену вокалистов, творчество Эдди Ван Халена оставалось востребованным вплоть до смерти музыканта в 2020-м. Все альбомы группы, начиная с 1979 года, неизменно входили в американский ТОП-10.