Эдди Ван Хален не просто носил голландскую фамилию. Он и его старший брат Алекс родились непосредственно в Амстердаме, хотя «чистокровными» голландцами не были (их мать была родом с индонезийского острова Ява). Правда, уже в 1962 году, когда Эдди было 7 лет, он с семьёй переехал в США, конкретно — в калифорнийскую Пасадену.
Отец, который был профессиональным музыкантом, с детства стал обучать сыновей игре на фортепиано. Но парням фортепиано быстро наскучило, и они выбрали более «модные» инструменты: Алекс сел за барабаны, а Эдди стал терзать струны гитары. Кстати, свою знаменитую электрогитару юноша собрал сам. Раскрашенная в чёрно-белый (а затем ещё и красный) цвет, она получила имя «Frankenstrat» и стала одним из самых узнаваемых инструментов в тяжёлом роке.
Разумеется, закончилось всё это созданием собственной группы, которая, сменив множество названий, остановилась на самом очевидном — VAN HALEN.
К голландским братьям присоединился басист Майкл Энтони, а вокалистом выбрали Дэвида Ли Рота. У последнего был хороший «аппарат», поэтому поначалу этот выбор был, по большей части, прагматичным. Как вокалист, Дэвид, действительно, звёзд с неба не хватал, зато оказался отличным шоуменом. Он мастерски кривлялся и выпендривался на сцене, а его вопли и взвизги стали своеобразной «визитной карточкой» VAN HALEN.
Однако сердцем группы, безусловно, был Эдди со своими гитарными пассажами. Один из таких пассажей буквально перевернул представление о технике игры и до сих пор неизменно попадает в топ лучших гитарных соло.
А ведь поначалу композиция, получившая название «Eruption» («Извержение»), была просто некой разминкой перед концертом. Разминка настолько впечатлила звукоинженера Донна Лэнди, что он взял её и записал. После чего прокрутил запись продюсеру группы — Теду Темплмэну.
Именно Темплмэн настоял на том, чтобы включить эту инструментальную импровизацию в трек-лист дебютного альбома «Van Halen» (1978). Самому Эдди подобное решение показалось «безумным», но спорить он не стал.
Эдди Ван Хален:
Я даже не сыграл её правильно. Во вступительной части есть ошибка. По сей день, когда я слышу это, я всегда думаю: «Чувак, а ведь ты бы мог сыграть и получше».
Опытные меломаны сразу расслышали во вступлении к «Eruption» музыкальные цитаты — сначала из песни «Let Me Swim» группы CACTUS, а потом из классического «Этюда № 2» Родольфа Крейцера. Однако это ничуть не умаляет прочих достоинств композиции.
На протяжении 1 минуты 42 секунд Эдди выжимает из гитары весь спектр возможных звуков и эмоций. Она скрежещет, визжит, вибрирует и даже ревёт, как взлетающий самолёт. Кто-то остроумно сравнил этот взмывающий звук с эффектом Доплера (помните, как меняется гудок приближающегося или удаляющегося поезда?) — «за исключением того, что никто при этом никуда не движется».
Другим впечатляющим приёмом, который показал Эдди, стал т.н. «теппинг». Это когда пальцы правой руки гитариста не щиплют струны, а как бы стучат по ним — причём не на деке, а прямо на грифе. В результате на выходе получается весьма необычный звук.
Эдди Ван Хален:
Многие люди даже не догадываются, что это гитара. Они гадают: «Это синтезатор? Пианино? Что это вообще?»
Справедливости ради надо сказать, что Эдди Ван Хален вовсе не изобрёл «теппинг» как таковой (например, его нередко использовали мастера фламенко). Зато он сделал эту технику крайне популярной. Ведь никто из рок-музыкантов до «Eruption» не использовал «теппинг» как самоцель, и никогда до этого он не звучал так долго.
Интересно, что спустя год на втором альбоме группы «Van Halen II» Эдди отдаст дань испанским гитаристам, записав ещё один замечательный инструментал — «Spanish Fly», некое подобие «Eruption», но сыгранное на акустической гитаре с нейлоновыми струнами.
Так как никто не делал ставку на «Eruption» как на коммерческий хит, композицию запихнули на вторую сторону сингла (в довесок к главной песне «Runnin' with the Devil»). Поэтому в хит-парады она никогда не входила. Тем не менее диджеи частенько крутили её по радио как некую прелюдию к песне «You Really Got Me» (в таком порядке эти два трека располагались на альбоме).
Дело в том, что именно «You Really Got Me» (кавер на песню группы The KINKS) стал первым официальным синглом и хитом VAN HALEN. Самому Эдди идея продюсера выбрать для дебюта группы чужую песню не нравилась (он говорил, что предпочёл бы на эту роль их собственную «Jamie's Cryin'»). Но и здесь Темплмэн не прогадал — кавер попал в ТОП-40 США, заняв 36-е место (а вот вышедший позже сингл «Jamie's Cryin'» хит-парады вообще проигнорировали).
Сами участники The KINKS отнеслись к версии VAN HALEN по-разному. Дэйв Дэвис её раскритиковал, заявив, что «хорошее искусство — это не всегда хорошая техника». Особое раздражение музыканта вызвал случай, когда после концерта к ним подошёл слушатель и поздравил с исполнением «отличного кавера на песню VAN HALEN». А вот автор «You Really Got Me» — Рэй Дэвис — отнёсся к Ван Халену благосклонно, посчитав его версию очень забавной.
Успех снискал и дебютный альбом VAN HALEN (№ 19 в США, № 34 в Британии). Лично мне на альбоме особо понравилась двухаккордная «Aint Talkin` Bout Love», которую сами музыканты называли глупой пародией на панк-рок.
Что касается «Eruption», то она оказала огромное влияние на молодых гитаристов. Не случайно в рейтинге «величайших гитарных соло» от журнала «Guitar World» за 2001 год этот инструментал занял 2-е место, уступив только LED ZEPPELIN с её «Лестницей в небеса».
Кстати, ещё одну свою ревущую гитарную импровизацию Эдди Ван Хален эксклюзивно подарил фантастическому фильму «Назад в будущее» (1985). Именно с её помощью герой фильма, попав в 1950-е годы, пугает своего молодого отца, явно не привыкшего к таким «ужасающим» звукам.
Ну, а о самом коммерчески успешном сингле VAN HALEN я расскажу в следующей статье.