Здание по этому адресу было не совсем обычным. А правильнее сказать — очень даже необычным. Общежитие располагалось в церкви Сретенья Господня. Но для Вологды это не казалось чем-то из ряда вон. Первая, поразившая меня сразу по приезду особенность города — как много в нем своеобразных, оригинальных и по-своему очень красивых каменных церквей!
Зимой мы прямо по льду замерзшей реки Вологды перебирались на противоположный берег, поднимались на Соборную горку и мимо церкви Александра Невского и Святой Софии шли до храма Покрова на Торгу, от которого сворачивали к Казанской церкви. А от неё до Мира и неприметного здания родной Альма-матер было уже рукой…
На весенних и летних сессиях, когда льда на реке не было, к общежитию надо было топать относительно длинным, кружным путем: по Мира до Вознесенской церкви, от неё — к Октябрьскому мосту, а уже перейдя по нему, сворачивать налево на Набережную VI Армии и, минуя церковь Иоанна Златоуста…
Именно о ней, мимо которой когда-то было хожено-перехожено, я и хотел бы сегодня рассказать.
Довольно интересная и своеобразная по своей архитектуре церковь Иоанна Златоуста с колокольней стоит на углу Набережной VI Армии и улицы Энгельса. Естественно, уже по её внешнему виду можно понять, что храм — возрастной и построен задолго до того, как наши деды пошли в первый класс церковно-приходской школы. Но вот относительно времени её постройки между специалистами идут оживленные споры. Часть из них относит возведение церкви к началу XVIII века, но отдельные горячие головы считают, она могла быть освящена аж в XVI веке.
Истина же, как обычно, лежит где-то посредине. Если верить первой части клировых ведомостей, строительство нынешнего Златоустинского храма датируется XVII веком, но даже ведомости не указывают точный год его «ввода в эксплуатацию». В то же время подавляющая часть архитектурных элементов церкви — характер кладки, лепки стен и ее украшений, их форма — служит немым подтверждением версии о том, что и сам храм, и его звонница построены явно до XVIII века.
Особенность и своеобразие этой церкви проявляются уже в том, что она… Двухэтажная! Тот самый случай, когда «два в одном». Здание одно, но в нем два помещения: нижнее, на первом этаже, с оригинальными чугунными полами, и верхнее, на втором. Престол каждого из помещений освящен во имя разных святых: верхнего — во имя Иоанна Златоуста, нижнего — во имя Жен Мироносиц.
Вот и получается, что в здании под номером 105 на Набережной VI Армии … две церкви. Иоанна Златоуста и Жен Мироносиц. Поэтому Златоустинский храм иногда называют ещё и Мироносицким. Но первое название используется всё-таки чаще. Во всяком случае, улицы, на которых стоит храм, раньше, благодаря ему, назывались именно Златоустинскими.
Двухэтажным храм стал совсем не случайно. В нем возводивший его архитектор постарался в полной мере отразить идею преемственности двойных церквей большинства погостов Русского Севера — холодной летней и теплой зимней, объединив их в одном здании.
И хотя церковь Иоанна Златоуста является одним из первых двухэтажных храмов Вологды, нельзя сказать, что и в самом городе, и по области у него нет аналогов. К таким можно, например, отнести теплую церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (вторая половина
С последним церковь Иоанна Златоуста даже имеет несомненное внешнее сходство: установленный на достаточно высоком подклете двусветный куб с пятью крупными куполами глав в завершении, основательной и, наверное, поэтому кажущейся приземистой колокольней у северо-западного угла основного здания и явно не дотягивающими до него по высоте прямоугольными пристройками — алтарем и папертью.
А между тем звонница Златоустинской церкви, как мне кажется, не только типичная её часть, но и самая красивая с точки зрения эстетического восприятия. На первый взгляд, верх звонницы совершенно не гармонирует с её нижней частью: массивный двухэтажный куб четверика так и тянет всё сооружение вниз. Но это — только кажется. И если остановиться у храма, постоять немного, вглядеться…
Потихоньку становится ясным замысел нашего предка-строителя: относительно узкий и оттого стройный восьмерик звона, установленный на широкий и мощный четверик, поднимает, вытягивает его вверх, в горнюю высь. Визуально восьмерику помогает в этом и завершенный относительно небольшой аккуратной главкой каменный шатер со слуховыми окнами, идущими в два ряда по его низу.
Соответственно, после этого отпадают все сомнения в том, что обе части звонницы построены одновременно, чтобы воплотить в жизнь замысел средневековых строителей, а не так, что сначала — восьмерик и шатер, а уже потом — низ колокольни изменен на приземистый четверик, который должен был укрепить всё сооружение своими массивными стенами.
Вот такая она… Вологодская церковь Иоанна Златоуста. Своеобразная. Необычная. Много чего готовая рассказать о себе тому, кто готов найти немного времени, остановиться и вглядеться в неё. А ты, мой дорогой читатель… Готов остановиться? И вглядеться…