Кипарис. Как мальчик превратился в дерево?

Реклама
Грандмастер

Насколько сильными могут быть любовные пристрастия? У кого-то любовная лихорадка проходит быстро и без заметных последствий. Даже безрассудно влюбленный временами меняет предмет своей страсти и с такой же страстностью отдает свои чувства новому объекту. Но бывают случаи, когда влюбленный, потеряв предмет своей любви, расстается с жизнью. Такую историю рассказал Овидий в десятой книге «Метаморфоз».

Жил да был мальчик по имени Кипарис, видимо, красавец, потому что он стал

любимцем
Бога, что лука струной и струной управляет кифары.

Он стал любимцем самого Аполлона, который хорошо управлялся и с луком, и с арфой.

Реклама

Как знак привязанности к мальчику, подарил Аполлон ему оленя:

Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.
А надо лбом его шар колебался серебряный, тонким
Был он привязан ремнем.

Одно слово — красавец. К тому же, он был совершенно домашним. Кипарису олень был товарищем в его забавах: вместе ходили на луга, на водопой:

То оплетал ты цветами рога у животного или,
Всадником на спину сев, туда и сюда направляя
Нежные зверя уста пурпурной уздой, забавлялся.

Но однажды случилось несчастье. Они оба отдыхали в тени деревьев во время жаркого полудня. И вдруг Кипарис послал стрелу в сторону оленя: ему показалось, что какой-то дикий зверь подкрался к ним незаметно. Стрела нанесла оленю смертельную рану:

Реклама

Неосторожно в тот миг Кипарис проколол его острым
Дротом; и видя, что тот умирает от раны жестокой,
Сам умереть порешил.

Как ни старался Аполлон, он не смог утешить несчастного.

Реклама

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, 66×93 см, частная коллекция

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, фрагмент «Олень, пронзенный стрелой»

Реклама

Кипарис просит у богов последний дар:

И в дар он последний
Молит у Вышних — чтоб мог проплакать он целую вечность.

Все его жизненные силы ушли вместе со слезами, он начал превращаться в дерево:

Волосы, вкруг белоснежного лба ниспадавшие прежде,
Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звездное небо смотреть своею вершиною тонкой.

Нет больше прекрасного мальчика, есть стройное дерево:

И застонал опечаленный бог. «Ты, оплаканный нами,
Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!» — молвил.

Автор этого рисунка Nicolò degli Agostini (Николо из Агостини) в 1522 году соединил два мифа: о Ганимеде и о Кипарисе. Слева — похищение Ганимеда: орел (Зевс) держит в когтях Ганимеда; в центре — пронзенный копьем Кипариса олень, два дерева с человечьими головами на вершинах — два кипариса, справа с луком — Кипарис.

С тех пор ветки кипариса стали знаками траура: их прикрепляли к портретам умерших, клали на могилы, а дерево высаживали на кладбищах.

Реклама