Орфей вернулся к живым, но его песни стали невероятно грустными. О том, что случилось после этого с Орфеем, рассказывает Овидий в одиннадцатой книге «Метаморфоз».
Очарованные пением Орфея, за ним идут леса, животные, скалы:
леса и диких животных и скалы,
Пенью идущие вслед, ведет песнопевец фракийский…
На звуки песен приходит толпа пьяных вакханок, которым не нравятся мелодии Орфея:
Видят, как с песнями он согласует звенящие струны…
Они вдруг решили, что Орфей их презирает, и начали его преследовать, бросать в него свои тирсы (ритуальные посохи вакханок):
И между ними одна, с волосами, взвитыми ветром, —
«Вон он, — сказала, — вон он, — презирающий нас!» — и метнула
В полные звуков уста певца Аполлонова тирсом…
Вслед за тирсами полетели камни. Крики вакханок, какофония флейт, треск тимпанов заглушили голос Орфея:
Все бы удары могло отвести его пенье; но зычных
Шум голосов и звук изогнутых флейт берекинтских,
Плеск ладоней, тимпан и вакхических возгласов вопли
Струн заглушили игру…Реклама
Безумная толпа бежит в соседнее поле, на котором крестьяне обрабатывают землю, забирают у них мотыги, грабли и с ними бегут расправляться с Орфеем:
Женщин завидев толпу, убегают они, побросали
В страхе орудья труда — кругом пораскиданы в поле,
Где бороздник, где мотыга лежит, где тяжелые грабли, —
Буйной достались толпе! В неистовстве те обломали
Даже рога у волов, — и бегут погубить песнопевца.
Французский художник Эмиль Леви изобразил избиение Орфея: одна вакханка стоит над ним с поднятым тирсом, другая склонилась над поверженным Орфеем и замахнулась на него серпом, еще одна пытается пальцами порвать ему шею.
Орфея забили до смерти. Тень Орфея спускается под землю.
Ян Брейгель Старший, Орфей в аду играет для Плутона и Прозерпины, 1594, 27×36 см, Палаццо Питти, Флоренция, Италия
На картине фламандского художника Яна Брейгеля Старшего зритель видит Орфея с арфой перед властителями царства мертвых Плутоном и Прозерпиной. Сегодня невозможно сказать, что на картине: был ли это первый визит Орфея, когда он спустился за Эвридикой, или второй, когда в подземное царство ушла его душа.
В полях, где приют благочестных,
Он Эвридику нашел и желанную принял в объятья.
Там по простору они то рядом гуляют друг с другом,
То он за нею идет, иногда впереди выступает, —
И, не страшась, за собой созерцает Орфей Эвридику.
Почему на картине Яна Брейгеля подземный мир вовсе не кажется «приютом благочестных»? Вероятно, потому, что в представлении художника в подземном мире нет райских уголков.