Обстоятельства рождения Девы Марии не описываются в Новом Завете. Они стали известны из апокрифа II века — «Евангелия Иакова».
Согласно преданию, дева Мария унаследовала высокое происхождение как по отцу, так и по матери. Ее отец, Иоаким, происходил из царского рода, от колена Иудова, от дома Давидова, к потомкам которого относили библейское пророчество о рождении Мессии. Мать Богородицы, Анна, вышла из высокого священнического рода, который вел родословную от колена Левина, от дома Ааронова.
Праведные Иоаким и Анна проживали в Назарете. Это был один из самых незаметных уголков древней Иудеи. О нем презрительно говорили: «Из Назарета может ли что доброе и быть?»
Появление на свет
Когда Иоаким молил Бога смилостивиться над ними, он хотел принести в храме жертву. Однако первосвященник не принял ее. Тогда Иоаким отправился в пустыню, где дал обет держать пост до тех пор, пока Всевышний не внемлет его мольбам.
Анна же, узнав об оскорблении мужа первосвященником, долго плакала и молила Господа о милости. К ней явился ангел и принес ей благую весть о том, что у нее родится дочь Мария, через которую и будет дано спасение миру. Такое же известие ангел принес и Иоакиму. В скором времени пророчество сбылось.
Ветхозаветные пророчества читают каждый год в церкви в день рождения Богородицы. Праздник же называют еще Аспосовым днем. Скорее всего, это название происходит от слова Спас. Так с 1 по 8 сентября (по старому стилю) в храме продолжается служба Спасу.
В народе же этот христианский праздник именуется Второй (или Малой) Пречистой, в отличие от Первой Пречистой (Большой) — Успения Богородицы. Также в крестьянском быту существовали такие названия праздника, как Осенины и Оспожинки. По существу, это был праздник урожая. Иногда его праздновали в течение целой недели: чем урожайней выдавался сезон, тем продолжительнее был праздник.
Отмечали это событие, приглашая гостей. Отличительной чертой действа было хлебосолье хозяев. В обязательном порядке в этот день нужно было пригласить в дом молодых к родителям, тестю и теще, вместе со свекровью и свекром.
Так же как в день весеннего равноденствия, в этот период в домах обновляли огонь — старый тушили, а новый разводили. Начиная с этого дня, бабы приступали к уборке лука с полей и огородов.
Рождество Девы Марии является великим чудом и утешением для бездетных семей. С этого праздника открывается новый церковный год, ведь вся история Нового Завета берет свое начало от появления в этом мире маленькой девочки по имени Мария. Ее будут звать Престолом Бога, она станет Дверью, через которую придет в мир Иисус Христос, Спаситель.