Какие миры создают писатели-фантасты?

Реклама
Грандмастер

Миры Энн Маккефри

Первые романы в жанре фантастики были зарисовками, описывающими «а что будет, если…». Первые фантасты, Жюль Верн, Уэллс, Конан-Дойль и другие, описывали приключения обычных людей в необычных ситуациях. Те приключения обычно заканчивались, когда заканчивалась книга.

Прошло время, и писатели-фантасты начали писать не просто романы о будущем, но связывать их в единое целое.

Реклама

Первым всемирно известным создателем миров был Айзек Азимов. Хотя в самом начале его творчества казалось, что романы о роботах — это одно, а космические саги — другое, книги, написанные много после, отлично увязали почти все произведения Азимова в единое целое — мир очень далекого будущего, придуманный автором.

Реклама

Энн Маккефри начала писать в 1950-е годы, когда создание миров писателями-фантастами уже состоялось. В 1967 году она начала создавать мир Перна и его драконов. Началась эта серия как фэнтези: в некоем мире живут люди и драконы, причем драконы — не то чтобы «ручные животные». Они вовсе не животные и в чем-то даже превосходят людей, но они приняли партнерство людей и в романе выступают как товарищи. Шло время, автор писала все новые книги про мир Перна — и этот мир постепенно менялся.

Фантастический мир в котором живут драконы и люди, оказался полностью результатом работы специалистов-генетиков, которые из местных летучих ящериц посредством генетических манипуляций сумели создать огромных и разумных созданий, по разуму очень близких к человеку. Да и жители планеты оказались не аборигенами, а землянами, прилетевшими на космическом корабле для колонизации планеты, некогда найденной кораблем земной космической разведки.

Реклама

Роман за романом создавался отличный и непротиворечивый, но совсем не фэнтезийный мир. Шаг за шагом, из романа в роман происходит научное объяснение тех событий, которые вначале кажутся фантазийными. Просто наука в том мире будущего намного более развита, чем у нас.

  • Сначала были написаны «Полёт дракона», «Странствия дракона», «Белый дракон».
  • Затем — романы об истории Перна: «Морита — повелительница драконов», «История Нерилки».
  • Потом — серия про арфистку Менолли: «Песни Перна», «Певица Перна», «Барабаны Перна».
  • Затем романы «Заря драконов», «Отщепенцы Перна» и «Все Вейры Перна».

Всего автор цикла написала про Перн 15 романов и множество новелл, часть из которых потом вошла в книги серии. Еще 8 романов про Перн написал Тодд Маккефри.

Реклама

За серию романов о Перне Энн Маккефри была награждена многими наградами: Хьюго, Небьюла, Скайларк, Гэндальф, Балрог, EuroCon и British Fantasy Award.

Помимо мира Перна, Энн Маккефри в сериях своих книг создала еще несколько различных миров будущего.

Мне особенно понравился мир, развивавшийся в сторону экстрасенсорики. Серия книг называется «Башня и рой». Этот мир отстоит от нас всего на несколько веков. Просто в нем в конце XX — начале XXI века, с одной стороны, ученые нашли смысл в способностях экстрасенсов, а с другой стороны — смычка ученых и экстрасенсов позволила многократно (при помощи различных приборов) усиливать способности экстрасенсов, которых стали называть Талантами (именно с большой буквы).

Реклама

Таланты, обладающие способностями к телепортации, подпитывая свои способности от специальных механизмов, сделали возможной колонизацию близких к Земле планет, которые оказались пригодны для жизни. К моменту начала первого романа уже много лет существует «Союз 9 планет». В цикле 5 романов, но, к сожалению, на русский переведены только первые два — «Ровена» и «Дэймия».

Очень интересно описание мира, основой транспортной системы которого являются телепортаторы и телекинетики. Тяжелые болезни или травмы лечат Таланты-лекари. А безопасность на планетах контролируется Талантами-телепатами и Талантами-предсказателями.

Очень интересна серия книг «Космические пираты (Планета пиратов)»,

Реклама
в которой будущее рассматривается с очень необычного ракурса.

И в самом деле, если есть возможность летать между звездами, то найдутся люди, желающие жить разбоем, ведь это намного проще, чем работать. Тем более, если будет изобретено еще и мощное оружие. И до, и после Энн Маккефри разные писатели («Док» Смит, Андре Норотон и другие) описывали, как космические пираты могли бы организовать свои базы, чтобы безбоязненно грабить «непиратов», и как можно обеспечить покорность рабов в технологически очень развитом обществе.

В серии три романа: «Сассинак» (1990), «Смерть по имени сон» (1990), «Поколение воинов» (1991).

Реклама

Главная героиня, девушка по имени Сассинак, попадает в рабство к космическим пиратам. Оказывается, очень просто, получая сверхприбыли за счет грабежа, и содержать мощную армию, и иметь множество баз на разных безлюдных планетах, и даже завести себе армию рабов, усмиряемых посредством различных технологических изобретений. При этом огромные деньги, зарабатываемые грабежом, позволяют иметь мощную неофициальную поддержку среди властей, а также плотную сеть осведомителей в «обычном» мире.

Все, как было во времена флибустьерской вольницы на Карибах, во времена Дрейка и Моргана — только в масштабах Галактики, где вместо островов — планеты, вместо галеонов — рейсовые лайнеры, а вместо богатых испанских портов в Америке — колонизированные людьми планеты. При этом все очень достоверно, все так и может случиться в далеком будущем, когда звезды для людей станут как пылинки…

Реклама

В цикле «Планета Сурс» встает вопрос о границах и возможностях разума. Ибо в этом цикле разумна целая планета. С одной стороны, тут видно сильное влияние идеи Соляриса Станислава Лема, а с другой стороны, мир Сурса оригинален, в цикле рассматриваются совершенно другие проблемы разумности. В цикле три книги: «Майор запаса» (1993), «Планета под следствием» (1994), «Ловушка для пиратов» (1995).

Реклама

Цивилизация этого цикла является собственностью нескольких сверхбогачей, владельцев огромных межзвездных корпораций. Обычные люди — для них просто пешки в руках, а игра идет и между «своими», и с природой. При этом игроков этой игры между звездами за владение новыми системами звезд и планет судьба пешек волнует очень мало. Ну, погибла экспедиция, жаль, пошлем туда другую. Ну, покалечены люди — спишем, пошлем на пенсию, пусть спокойно доживут, сколько там им осталось.

Цикл «Акорна» выстроен вокруг еще одной интересной Вселенной, в мире которой, кроме людей, есть и другие разумные и могущественные расы. К одной из них принадлежит и Акорна, представительница некоей могущественной и древней цивилизации, которая случайно не погибла в огромном космосе, а попала к людям.

Реклама

В цикле 7 книг: «Наследница единорогов» (1997), «Поиски Акорны» (1998), «Народ Акорны» (июль 1999), «Мир Акорны» (2000), «Миссия Акорны» (2001), «Мятежники Акорны» (2003), «Триумф Акорны» (2004).

Кроме этого автором написаны серии: «Сага о живых кораблях», «Ирета», «Певцы кристаллов», «The Coelura», «Таланты», «Корабельные коты», «Свобода», «Дьюна».

Как жаль, что далеко не все фантастические рассказы Энн Маккефри переведены на русский и далеко не все в России доступны обычному читателю.

Реклама