Третий Спас, который приходится на 29 августа по новому стилю, как и другие два праздника Спаса, имеет несколько наименований. Его называют Спасом на полотне, на холсте, нерукотворным Спасом. В некоторых местах этот праздник величают Ореховым, а в иных сторонах — Хлебным.
Церковью же этот праздничный день именуется Перенесением из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа.
Каждое название праздника объясняется по-своему. Начнем с последнего.
По преданию, однажды, чтобы исцелить эдесского царя от тяжелой болезни, Иисус Христос послал ему полотенце, которым вытер свое лицо. На этом полотенце и запечатлелся на веки вечные облик Господа. Бесценная реликвия долгие годы хранилась в Эдессе, до тех пор, пока ее не увезли мусульмане, которые разграбили город. В августе, 16 числа 944 года (по старому стилю) византийскими императорами была выкуплена святыня у мусульман и перевезена в Константинополь. Именно с этого дня и началось празднование Спаса на полотне, то есть образа Господа, его иконы.
У русских же в крестьянском быту этот праздник ассоциировался с созревшим к этому времени льном и сотканным из него полотном, или холстом. В этот период начинались полотняные торги. Наши предки обязательно в этот день шли на ярмарку. Ничего не купить в этот день в торговых рядах было нельзя. Славяне обязательно в праздник старались купить полотно. Из него шили рубашки детям. Пращуры верили, что сотканная из такого полотна рубаха одарит малыша здоровьем, отведет от него все беды и несчастья, станет мощным оберегали от сглаза и порчи.
Третий спас праздновали наши предки не везде. Там, где его почитали и отмечали, праздник имел свои особенности. В местах, где в этот период года созревал лесной орех, праздник величали
В некоторых областях только к этому времени селяне заканчивали жатву и засевали озимь. Тогда народ приговаривал: «Третий Спас — хлеба припас».
Таким образом, из трех праздников Спаса самым почитаемым был второй, который совпадал с Преображением. Первый Спас хоть и знали везде, но праздновали его преимущество на юге России и в Украине. Здесь нередко этому празднику придавалось значение второго, потому что хлеб и плоды в этих регионах созревали ранее.
На Ореховый же Спас церковнослужители освящают водоемы. Славяне обязательно отправлялись в этот день в баню и парились там. Веник при этом использовали не простой, а из ореховых прутьев. Считалось, что сила водицы и ореха наделит тело крепостью.
29 августа самым главным блюдом на праздничном столе считается хлеб. Его обязательно выпекали из муки нового урожая. Поэтому третий Спас также величали Хлебным. Помимо хлеба родных, близких и просто гостей потчевали пирожками с грибной начинкой и блюдами с фундуком.
Начиная с 29 августа крестьяне высевали озимую рожь. На третий Спас также проводят обряды освящения продуктов в церквях, как и на первые два. Верующие несут в корзинках в храмы много разновидностей орехов, яблоки. Разрешено приносить и овощи с медом.
Предки на Ореховый Спас гадали по орехам: каким на вкус будет первый сорванный орешек, таким выдастся весь год.
С окончанием третьего Спаса наши предки провожали лето. Заканчивались полевые работы, сбор урожая в садах и на огороде. Верующие христиане обязательно в этот день шли в церковь и освящали дары природы. С этим событием связано много традиций и примет.