28 августа по новому стилю верующие православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Этот двунадесятый праздник отмечается как день памяти Божьей матери, завершение ее жизненного пути.
Апостолами сохранена память о жизни Богородицы только в устном предании, так как всю ее жизнь можно охарактеризовать смиренной молчаливостью.
По преданию, Матерь Божья часто возносила молитвы на Елеонской горе (месте, где вознесся ее сын). Однажды ей явился архангел Гавриил, известивший ее о том, что через три дня она окончит свой земной путь и что Христос ожидает ее на небесах, в царстве Божьем. Архангел вручил Богоматери веточку финикового древа, произрастающего в райском саду, как подтверждение своих слов. Финиковая ветвь — символ нетления и благодати.
Дева Мария просила людей не скорбеть, а возрадоваться ее успению. Она завещала погрести ее тело у подножия Елеонской горы, рядом с ее родителями и супругом Иосифом.
Перед смертью Богородица пожелала увидеть всех апостолов, и Господь явил чудо: над домом нависли облака, на них из разных сторон собрались апостолы. Ученики Христа сами были изумлены происходящему. Матерь Божья дала свое благословение каждому из них и таинственно добавила, что они еще встретятся после ее Успения.
В названную архангелом Гавриилом дату, днем, в три часа (по нашему времени 9 утра) Деве Марии и апостолам явился Иисус со множеством небесных сил и пророков, которые писали о Матери Божьей.
Икона Успения Богородицы изображает Иисуса Христа с младенцем на руках, который олицетворяет душу его земной матери.
В Гефсимании почившая с миром Богородица была погребена в пещере, вход в которую заложили огромным камнем. Апостолы оставались подле места погребения трое суток. К третьему дню пришел апостол Фома, который не был на погребальной церемонии и не смог получить благословении Матери Божьей. Это сильно печалило его, поэтому апостолы приняли решение открыть гроб. Откатив глыбу от входа, они нашли пещеру пустой.
Вечером на обряде преломления хлеба в память об покинувшей этот мир Богородицы, апостолы увидели ее. Она сказала: «Возрадуйтесь! Я буду с вами вечно».
После чего ученики Христа вернулись в свои родные края тем же таинственным образом, на облаках.
Это предание дошло до наших дней со второй половины IV века. Именно с той поры и отмечается Успение Божьей Матери.
Праздник Успения Богородицы воспевается в стихах, как классиков, так и современников.
Успение
Догорает свеча восковая
Перед ликом Матери Святой,
В день Успения мольбы посылая,
Свет роняя на аналой.
Целый день к иконе Пречистой
Вереницей тянется люд,
Преклоняя колени с молитвой
Просят чуда, прощения ждут.
Воздух полнится запахом дынным,
Янтарем блестит виноград,
Кружит голову хмелем винным —
Дарам матери нет преград.
Пречистая первая хлеб засевает,
Обещая большой урожай.
Вторая Пречистая дождь посылает
Бабье лето в путь провожай.
На пороге Пречистая третья:
Белым снегом укрыла поля,
Одним взмахом морозной плетью,
Льдом сковала озера моря.
Пред тобою Дева святая
Люд смиренно главу преклоняет,
И Тебя в молитвах восхваляя,
День Успения с радостью встречает.
Этот день также величают Госпожин день, или по-простому — Госпожинки. Такое название связано с тем, что церковь величает Богородицу Госпожою. Распространено название Первая Пречистая. В течение осени отмечают три Пречистых. Эти христианские праздники связаны с памятью Девы Марии.
В народной среде говаривают: «Первая Пречистая хлеб сеет, вторая — дождиком орошает, третья — снег посылает».
Крестьяне же называют праздник Дождинками, Обжинками, Спожинками из-за созвучия с Госпожинками.
Успенское богослужение проводится священниками, облаченными в голубое одеяние. Этот цвет считается цветом Девы Марии. Он является символом небесной чистоты и непорочности. Праздничная служба начинается со всенощного бдения. В церкви накануне Успения к прихожанам выносят плащаницу с ликом Богородицы. С ней начинается крестное шествие вокруг храма, после этого каждого из присутствующих помазывают елеем.
Этот праздник заканчивает Успенский пост. При этом, если 28 августа припадает на среду или пятницу, от мяса и молочных продуктов отказываются.
Славяне в этот период праздновали день жатвы. Его именовали Обжинками. С приходом христианства этот праздник слился воедино с Успением. Поэтому в храм крестьяне несут колосья нового хлеба для освещения.
В народе говорили: «Успение провожай — осень встречай». В жилище в первый раз «вздували огонь» и принимались за вечернюю трапезу, которая проходила при свете свечи или лучины.
По народной примете считалось, что Успение является последним днем отлета ласточек. Подмечено, что с этого дня лягушки прекращают квакать.
Земное бытие Богородицы является примером для каждого верующего человека. Ее легкая смерть считается даром Всевышнего, который посылается только праведным людям. Успение Богородицы — особый праздник. Его отмечают в день смерти Девы Марии. Но при этом праздничное действо это очень светлое и радостное.