Правда, говорят, что первая премьера этого произведения, состоявшаяся в Венском театре в декабре 1808 года, была крайне неудачной. В зале было холодно, оркестр играл плохо, и зрители тогда не впечатлились. Зато потом…
А вот у музыканта 1970-х годов Уолтера Мёрфи всё произошло с точностью до наоборот…
Использование классической музыки в поп-индустрии — явление не новое и регулярное (особенно учитывая то, что авторских прав композиторам платить не надо). Достаточно вспомнить рок-обработки Чайковского («Nut Rocker» 1962 года от В. BUMBLE & The STRINGERS), Мусоргского («Pictures at an Exhibition» 1971 года от EMERSONE, LAKE & PALMER) или того же Бетховена (кавер 1973 года группы ELO на песню «Roll Over Beathoven», куда музыканты искусно вплели ту же 5-ю симфонию).
Во второй половине 1970-х годов пришло время диско, и скрещивание классики с этим стилем было лишь делом времени. «Пионером» в этом направлении и стал композитор Уолтер Мёрфи, который одинаково любил симфонии и поп-песни.
Уолтер Мёрфи:
У меня была эта сумасшедшая идея — взять симфоническую музыку и совместить её с современным ритмом. Никто не делал подобного в течение некоторого времени (это не совсем так — С.К.), и никто не делал это таким особым образом. Это был эксперимент — взять инструментал, который максимально далёк от поп-музыки, и сделать из него хитовый сингл.
Тут надо сказать, что Мёрфи не просто упаковал симфонию Бетховена в обёртку диско-музыки, но и привнёс туда немало своих идей — вроде длительной импровизации на клавишных. После чего назвал свой опус «A Fifth of Beethoven» («Пятая часть Бетховена»). Название было каламбуром — оно одновременно отсылало как к номеру симфонии, так и к пятой части галлона (таков был популярный объём бутылок с горячительными напитками).
«A Fifth of Beethoven» была пятой записью на демо-кассете, с которой Мёрфи отправился к менеджерам лейбла «Private Stock». Остальной материал представлял собой оригинальные поп-песни композитора, но они лейбл не заинтересовали. А вот обработку Бетховена согласились выпустить почти без раздумий. Мёрфи выдвинули лишь одно условие.
Уолтер Мёрфи:
Я написал песню, аранжировал её, сыграл большинство партий; то есть это было мое личное детище. Но после того, как это было сделано, «Private Stock» сказали мне, что у нас будет больше шансов получить радиоротацию, если композиция выйдет под маркой группы. Мне это не очень нравилось, но я согласился, и мы придумали название BIG APPLE BAND. Два дня спустя после выхода сингла мы узнали, что группа с таким названием уже есть (кстати, это была будущая группа CHIC — С.К.). Тогда мы стали именоваться Walter Murphy Group, а затем просто Walter Murphy.
Сингл вышел в 1976 году и попал прямо в «яблочко» — стал № 1 в США и был продан тиражом в 2 миллиона копий. А спустя год
Уолтер Мёрфи:
Мы тогда знали, что саундтрек «Saturday Night Fever» станет самым продаваемым альбомом в истории музыки. Я бы сказал, что это был счастливый случай.
Вполне логично, что Мёрфи продолжил записывать классические кроссоверы. Но несмотря на то, что они были не хуже «A Fifth of Beethoven», успеха повторить не могли. Диско-обработка «Полёта шмеля» Римского-Корсакова под названием «Flight '76» («Рейс 76») достигла лишь 44-го места, а обработка «Rhapsody in Blue» Гершвина в хит-парад не попала вообще.
Зато мотивы «A Fifth of Beethoven» продолжали использовать другие исполнители. Например, рэпер a+ в «Enjoy Yourself» (1998) или Роберт Тик в «When I Get You Alone» (2002).
Уолтер Мёрфи:
Очень печально, что дети сегодня могут познакомиться с Бетховеном только через рок-версию его музыки. Возможно, если они услышат, как круты его симфонии, то пойдут и купят оригинал.