Ткачиха Арахна. Как она превзошла Афину Палладу?

Реклама
Грандмастер

Был когда-то в древней Греции город Колофон. Прославился он смолой сосен, произраставших в округе. Эту смолу очень ценили музыканты-струнники (название скрипичной канифоли происходит от названия этого города). Овидий прославил этот город легендой об искусной ткачихе, которая своим мастерством превзошла богиню Афину Палладу.

Звали ее Арахна:

Родитель ее колофонец
Идмон напитывал шерсть фокейской пурпурною краской.

То есть отец красил шерсть. Мать Арахны умерла, девочка жила в какой-то захолустной Гипепе, выросла искусной в ткачестве, прославилась своими тканями настолько, что со всей округи к ней стекались нимфы:

Нимфы сходилися к ней от волн Пактола родного.
Любо рассматривать им не только готовые ткани,
— Самое деланье их: такова была прелесть искусства!

Реклама

Они восхищались и тем, как она прядет, и тем, какие она творит узоры на тканях:

Как она пальцем большим крутила свое веретенце,
Как рисовала иглой! — видна ученица Паллады.

(Афина Паллада — покровительница мастерства, сноровки.)

Как ни странно, Арахна без восторга принимала такую лесть, она считала, что она превосходит Палладу:

25 «Пусть поспорит со мной! Проиграю — отдам, что угодно».

Богиня слышала этот дерзкий вызов. Она появляется в доме Арахны в виде древней старухи и говорит ей:

30 Не отвергай мой совет. Ты в том домогаешься славы,
Что обрабатывать шерсть всех лучше умеешь из смертных.
Перед богиней склонись и за то, что сказала, прощенья,
Дерзкая, слезно моли. Простит она, если попросишь.

Реклама

Арахна раздражена, она отвергает совет и снова повторяет, что готова помериться мастерством с богиней:

Реклама

Что ж не приходит сама? Избегает зачем состязанья?

Богиня возвращает себе нормальный облик, все присутствующие при этом падают перед ней, осталась стоять только Арахна. Кто-то, предчувствуя беду, просит богиню отложить состязание, но Паллада не соглашается. Арахна и Паллада встают к ткацкому станку.

Обе спешат и, под грудь подпоясав одежду*, руками
60 Двигают ловко, забыв от старания трудность работы.

Паллада выткала роскошный узор со множеством оттенков, она изобразила жизнь олимпийских богов. Арахна выткала рисунок с похождениями этих богов, бесконечной чередой обманов. И это было сделано так искусно, что богиня не смогла сказать ни одного плохого слова.

Но успех оскорбил белокурую Деву**:

Реклама

Изорвала она ткань — обличенье пороков небесных!

Наказанье последовало немедленно: Паллада ударяет Арахну челноком по лбу. Оскорбление было настолько тяжелым, что Арахна хотела покончить жизнь самоубийством:

Реклама

Несчастья
Бедная снесть не могла и петлей отважно сдавила
135 Горло.

Богиня не дала этому произойти, она вытащила Арахну из петли, но окропила ее каким-то зельем:

обрызганы снадобьем страшным,
Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уже ног, — по бокам топорщатся тонкие ножки;
Все остальное — живот. Из него тем не менее тянет
145 Нитку Арахна — паук продолжает плести паутину.

Арахна превратилась в паука.

Реклама

В центра этюда Рубенса — Паллада в своем полном облачении: роскошный шлем, панцирь. В ее правой руке — занесенное над головой веретено. Перед ней лежит Арахна, на ее лице написана мольба. Справа — вытканный ковер Арахны, на нем — сцена похищения Европы (Юпитер в виде белого быка уносит на спине Европу).

За спиной Паллады — какая-то девица (может быть, нимфа) держит Палладу за одежду, видимо, пытаясь ее остановить. За станком сидит ткачиха, продолжает работать. Еще секунда — заносчивая Арахна превратится в паучиху…

Небольшое дополнение. Есть такая болезнь — арахнофобия, боязнь пауков. И названа она почти по имени героини древнегреческого мифа, изложенного Овидием в шестой книге «Метаморфоз».


* - кажется, это единственное упоминание о том, что у Афины Паллады есть грудь, как у женщины;
** - белокурая дева — Афина Паллада.

Реклама