Когда мы впервые ехали по владимирской земле, меня привлекло то, как называются населённые пункты. Они казались какими-то сказочными, взятыми из былин о русских богатырях. Река Вольга, село Ставрово, небольшой городок Кольчугино — названия говорили сами за себя.
Неофициально Владимир считается основным городом Золотого Кольца России (официально — всё-таки Москва). На мой взгляд, не застроенный окончательно стеклом и бетоном, этот город может поспорить в плане красоты даже с Москвой. Но об архитектуре Владимира, как старинной, так и современной, я расскажу в другой раз. Сегодня речь пойдёт о другой сокровищнице легенд и былинных сказаний, расположенной на земле владимирской. Это — город
Восьмого июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Есть у этого праздника и другое название: день православных Муромских святых Петра и Февронии.
В 90-е годы в календаре появился праздник, который пришёл к нам из Европы:
Правда, если начать рассказывать о возникновении этого праздника, следует обратиться к истории.
Легенда гласит, что в XIV веке имя Муромского князя было Павел. К его жене, очень благопристойной женщине, стал по ночам прилетать змей, который принимал облик мужа. Жена Павла, пустившись на разные хитрости, стала спрашивать, бессмертен ли змей. И оказалось, что нет, не бессмертен. Ослепленный любовью к жене князя, змей потерял осторожность и открыл тайну, что смерть его находится «на острие Агрикова меча и Петрова плеча».
Долго думал князь Павел, что означают эти непонятные слова, пока в гости к нему неожиданно не приехал родной брат Пётр. Заметив уныние старшего брата, Пётр стал расспрашивать о причине грусти,. И когда Павел ему всё честно рассказал, Пётр пообещал убить злодея.
Будучи человеком глубоко верующим, Пётр стал проводить в храме дни и ночи, молясь за благополучие семьи брата. Во время одной из таких молитв Господь указал Петру, где ему стоит искать меч. Как только меч был найден, Пётр зарубил змея, но сам получил в бою раны, а также болезнь, которую раньше называли «проказой». Дело было в том, что капли змеиного яда попали храбрецу на лицо, на котором образовались незаживающие язвы.
К каким только лекарям не обращались родственники Петра — всё было бесполезно. Меж тем прослышали они, что в Рязанской глубинке проживает девица по имени Феврония, «рода совершенно незнатного, но обладающая даром врачевания». На Рязанскую землю тотчас был отправлен посыльный, которому было дано задание: узнать, что представляет собою девица, и привезти её в земли Муромские.
Неизвестно, сколько времени затратил посыльный на поиски девушки, но всё та же легенда гласит, что «исходив много дорог и истоптав не одну пару обуви», он всё-таки нашёл её. К знатному роду Феврония действительно не относилась, ибо происходила из семьи пчеловода. На просьбу же посыльного девица ответила, что ехать в Муром нужды у неё нет, и если князь желает излечиться, пусть приезжает к ней сам.
Ничего не оставалось делать Петру. Снарядил он коней и поехал в земли Рязанские к девице-врачевательнице. Когда Феврония принялась за лечение Петра, тот спросил, какова будет плата за исцеление, пообещав озолотить девушку. Но она, успевшая полюбить молодого князя, отвечала, что не надо ей ни злата, ни серебра, а вот женой его она стать очень бы хотела.
Начавший потихонечку поправляться Пётр, пообещал, что в скором времени женится на своей спасительнице, но про себя задумал обмануть её. Рассудив, что Феврония была рода незнатного, он решил, что ей больше подойдёт самый обычный крестьянин, а ему, князю, не пристало брать в жёны простолюдинку. Феврония каким-то образом разгадала его тайные мысли, но вслух говорить ничего не решилась.
Пётр же, вернувшись в Муром, какое-то время чувствовал себя неплохо, но через несколько недель захворал пуще прежнего. Понял он, что болезнь была ему послана как кара за обман девушки. Приехав в Муром второй раз, он вторично попросил помощи у Февронии, а после этого попросил у пчеловода руки дочери.
Вот такая красивая легенда сохранилась до наших дней. Правда, многие историки считают, что князь Пётр и девица Феврония являются лицами отнюдь не вымышленными.
Детей у них не было, поэтому под конец жизни оба супруга решили принять монашеский обет. Жили они в разных монастырях, но, несмотря на то, что не могли видеться друг с другом, часто переписывались. Письма же посылали с почтовыми голубями. Скорее всего, именно поэтому памятник, который стоит перед зданием загса в Муроме, изображает православных святых Петра и Февронию с голубем в руках.
Что бы мне хотелось пожелать всем вам? Мира в семьях. Любви. Взаимопонимания. Чтобы все мы относились терпимее к нашим «вторым половинкам». Чтобы в домах ваших звучали только добрые слова, кого бы они ни касались.
Учитывая то, что 8 июля — это прежде всего праздник семьи, а семьи у нас у всех разные, пусть те, кто нас окружает, слышат только самые добрые, самые светлые слова любви и уважения. Потому что я уверена: чем чаще эти слова будут слышать наши ближние, тем чаще они будут отвечать нам тем же.
Любви вам всем и счастья!