Ино и Атамант. За что их преследовала Юнона?

Реклама
Грандмастер

Боги-олимпийцы, властители Вселенной… Казалось бы, они должны творить справедливость, милосердие. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает читателю о таких поступках богов Олимпа, что иногда затруднительно их оценить.

Юнона, супруга Юпитера, вне себя от злости, она очень хочет наказать Ино и Атаманта — супругов, которые жили в любви и согласии и воспитали Вакха — племянника Ино (Вакх родился от связи Юпитера и Семелы — сестры Ино) (книга четвертая).

Юнона перебирает в голове все случаи, когда поклонение Вакху доводило людей до безумия. И задается вопросом:

Нельзя ли ее подстрекнуть мне,
Чтоб, по примеру родных предалась неистовству Ино?

То есть довести Ино до крайней степени безумия.

Реклама

Юнона спускается в царство мертвых к текущей там реке забвения Стиксу, проходит мимо трехголового пса Цербера, который стережет вход, минует Сизифа, толкающего камень в гору (а камень потом скатывается вниз, и Сизиф все повторяет снова и снова). Она возмущена тем, что брат Сизифа Атамант, который не отдавал ей должных почестей, не наказан:

Почему лишь один он из братьев
Терпит бессрочную казнь, Атамант же надменный, — сказала, —
Знатным дворцом осенен? — а не он ли с женой презирали
Вечно меня?

В подземном царстве есть богини-мстительницы, одна из которых — Тисифона — отправляется выполнять пожелание Юноны:

Тисифона, тотчас — жестокая — смоченный кровью
Факел рукою зажав, и еще не просохший, кровавый

Реклама

Плащ надела и вот, змеей извитой подвязавшись,
Из дому вышла. При ней Рыдание спутником было,
Смертный Ужас, и Страх, и Безумье с испуганным ликом.

При виде этих злодеек побледнели клены, завибрировали косяки в дверях, закатилось солнце. Супруги Ино и Атамант собрались было убежать, но Тисифона загородила им выход. Она вырвала из своих волос двух змей и бросила их в супругов.

У Ино
И Атаманта они по груди заползали обе,
Мрачные помыслы в них возбуждая.

Тисифона принесла с собой яд, который она приготовила перед выходом: смешала пену изо рта Цербера, отраву из пасти Ехидны — и все это должно было привести к потере памяти, к тяге к убийству. Эту отраву Тисифона влила в грудь обоих супругов.

Реклама

Яд подействовал немедленно. Атамант видит свою жену с двумя детьми, в безумии он принимает ее за львицу с двумя львятами и кричит толпе, чтобы растянули сеть и поймали их. Он преследует жену, отнимает у нее ребенка и убивает его. Он бы убил и второго, но жена убегает и бросается в море вместе с ребенком.

Реклама

Ее подруги хотели последовать за ней, броситься в море, но Юнона их обратила в камень.

За что супругов постигла кара? За непочтение, за пренебрежение, за умаление достоинства богини…

Художник изобразил самый жестокий момент в жизни супругов: обезумевший Атамант убивает своего сына, а Ино со вторым ребенком пытается его остановить. Над ними вьются фурии — богини мщения, которые выполняют волю Юноны.

Реклама

Несколько слов о художнике. Архангел Микеле Мигларини (Arcangelo Michele Migliarini, 1779−1865 гг.) — итальянский художник, антиквар, музейщик, полиглот. В молодости был учеником Антонио Кановы, затем Пьетро Бенвенути и Торвальдсена. В 1808 году он познакомился с археологом Луиджи Ланци, знатоком языка этрусков.

В 1810 году начал путешествовать по Европе, несколько лет жил в России, откуда съездил в Персию. В Петербурге он был консультантом по древностям при царях Александре I и Николае I.

Реклама