Бог солнца Аполлон перестал замечать всё вокруг себя, он видит только девушку по имени Левкотоя. Дело дошло до того, что он начал раньше всходить и позже заходить. И это не всё: чтобы полюбоваться подольше ее красотой, он удлиняет зимние ночи!
ты, все долженствующий видеть,
На Левкотою глядишь; не на мир, а на девушку только
Взор направляешь теперь;
(Здесь и далее — цитируется пятая книга «Метаморфоз» Овидия.)
Ему никто не нужен, он всех отвергает ради Левкотои. Среди отвергнутых — Клития, нимфа, она страстно хочет соединяться с Аполлоном, как это было раньше, она ревнует к Левкотое.
Аполлон, между тем, отправляет своих коней на луга вкушать амброзию (для подкрепления сил) и с наступлением ночи решается на преступление: он входит в спальню Левкотои, приняв образ ее матери (мать зовут Эвринома).
Вот, между тем как они луговины небесные щиплют
И исполняется ночь, бог входит в желанную спальню,
Матери образ приняв, Эвриномы,
Служанок, которые вместе с Левкотоей в спальне пряли пряжу, он отсылает под предлогом разговора с дочерью:
«Тайное дело у нас, — говорит, — уйдите, служанки,
Реклама
Право у матери есть с глазу на глаз беседовать с дочкой».
Когда служанки удалились, Аполлон признался, что он — бог Солнца, и что он ее любит. Левкотоя испугалась, страх обессилил ее, в эту секунду Аполлон вернулся к своему обличью
Дева же, хоть и была нежданным испугана видом,
Блеску его покорясь, без жалоб стерпела насилье.
Клития рассказала все отцу Левкотои, который в гневе, не слушая оправданий Левкотои — «Он силой Взял против воли любовь!» — закопал ее живую.
Аполлон не смог оживить возлюбленную. Но он полил могильный холмик нектаром, и на могиле вырос благовонный цветок.
А что стало с нимфой Клитией? Она зачахла от неразделенной любви, Аполлон к ней с этого момента…
Не подходил, перестав предаваться с ней играм Венеры.
Девять Клития дней ни воды, ни еды не касалась,
Голод лишь чистой росой да потоками слез утоляла.
Не привставала с земли, — на лик проезжавшего бога
265 Только смотрела, за ним головой неизменно вращая.Реклама
В итоге она превратилась в фиалку, которая поворачивается вслед за солнцем…
Итальянский художник и гравер Джулио Бонасоне (1498−1574 гг.), который жил и творил в Болонье, изобразил Аполлона в порыве любовной страсти, когда он силой берет Левкотою (о том, что она пытается сопротивляться, говорит положение ее правой руки, как бы отталкивающей Аполлона).
В картине французского художника Антуана Буазо (1702−1782 гг.) Аполлон бросил свои царские регалии на пол, его губы тянутся к лицу Левкотои с поцелуем, а правая рука пытается развязать поясок на платье девицы.
Веретено выпало из ее правой руки, прялка отодвинута в сторону. Лицо Левкотои говорит о том, что она в полубессознательном состоянии, она не может сопротивляться. Амур, пристроившийся возле ложа, отложил в сторону свои стрелы, наигрывает на лире.
Еще мгновение — Аполлон получит желаемое. А Левкотою ждет страшная участь…