Его имени на афишах было достаточно, чтобы билеты на неделю вперед были раскуплены заранее. Можно было попасть только на дешевые дневные сеансы, что ребята и делали. Подумаешь, школу пропустили — зато самого Чингачгука десятый раз посмотрели.
Вечерние сеансы были для взрослых. Мужчины, сопровождающие своих дам, тоже мечтали быть похожими на бесстрашного вождя, но в то же время косились на спутниц — происходящие на экране боевые страсти их не очень волновали, а вот главный герой, такой себе мачо (слова этого они в то время не знали), был потрясающе хорош.
Во дворах советские мальчишки делились на бледнокожих и краснокожих по жребию или по очереди. До появления новых кумиров детских и взрослых умов — Шварценеггера, Чака Норриса, Брюса Ли и других — оставалось еще добрых три десятка лет, но они так и не стали такими любимыми и популярными у экс-советских ребят, как великий Чингачгук.
В советское время игрушки в виде индейцев производства ГДР были самым желанным подарком ко дню рождения. Но они не лежали в отделах магазинов «Детский Мир», а были настоящим дефицитом. В «Бриллиантовой руке» Семен Семеныч привозит из круиза сыну именно вожделенные фигурки.
Наши обычные зрители были далеки от международных культурных перипетий между «нашей» и «не нашей» Германиями. Западники выпустили целую серию вестернов по романам немецкого писателя Карла Мая. Главного героя серии Виннету исполнял французский актер Пьер Брис. Кстати, Гойко Митичу посчастливилось сняться в качестве статиста в нескольких фильмах о легендарном индейце.
Когда в ГДР увидели, какой успех имеют эти фильмы и на их территории (в прокат некоторые западногерманские ленты все же попадали), то решили дать «наш ответ Чемберлену», начав снимать «красные вестерны» со своими, социалистическими киноактерами.
Конечно, создателям нового жанра следует избегать тлетворного влияния «Великолепной семерки», по идеологическому недосмотру приобретенной для проката в СССР. Для написания сценариев таких картин надо привлечь проверенных творцов, которые могут придумать занимательные истории в социалистическом духе. А съемками фильмов об индейцах и ковбоях лучше всего пусть займутся товарищи из ГДР. У них это неплохо получается. Для отбора актеров пригласили чешского режиссера Йозефа Маха, который был известен фильмами разных жанров, снятых на студии
Молодому Гойко Митичу повезло — в классе он изучал немецкий. Еще учась в средней школе, парень проявил себя как талантливый спортсмен, что дало ему возможность поступить в Белградский университет физкультуры и спорта, чтобы стать тренером. В университете он впервые знакомится с миром кино — многие студенты-спортсмены параллельно занятиям выступали в качестве дублеров и каскадеров в постановках фильмов с трюками.
Гойко Митича постановщики английского рыцарского фильма «Меч Ланцелота» (1962) выделили среди его однокурсников, так как Гойко был похож на главного актера картины, а им был необходим дублер. Высокий рост парня (183 см) и, главное, умение ездить верхом и фехтовать сыграли свою службу — студент стал дублером главного героя. Это была первая эпизодическая роль Гойко, о которой он позже отзывался со смехом:
Меня заковали в тяжеленные латы, посадили верхом на коня, сунули в руки копье. И я поскакал впереди толпы рыцарей, с мыслью «Вылечу из седла, и первая роль станет последней».
Сам же актер в дублерах не нуждался, и во всех боевых сценах в будущих вестернах снимался сам.
В 1965 году Гойко Митич уже получил свою первую главную роль Вокадо в фильме «Среди коршунов», в титрах же значилось имя Георг Митич. Так имя актера лучше звучало по-немецки. Ассистент Йозефа Маха и высмотрел молодого актера среди актеров западного кино. Гойко Митич уже снялся и в фильме Артура Браунера в картине «Старая ошибка». Только был он там среди статистов-апачей и в титрах не значился.
Вот после ролей апачей ассистенты Йозефа Маха и перехватили яркого статиста, пообещав серию из двенадцати фильмов об индейцах на студии ДЕФА (DEFA). Так Митич и стал «главным индейцем ГДР», да и всего соцлагеря. Его амплуа — мужественный романтичный герой, благородный и бескорыстный. Экзотические места съемок — прерии — снимали, конечно, не на севере США, а на родине актера — в Югославии, а также в Грузии.
Увидеть настоящие американские прерии актеру удалось только в 2001 году. Гойко Митич впервые посетил США, куда его сопроводил гамбургский режиссер документального кино Рамон Крамер. В результате появился короткометражный фильм «Профессиональные индейцы — Гойко Митич в прерии», в котором, наконец, встречаются вымысел и реальность.
Но это произойдет намного позже, а пока в первом же фильме нового жанра, осваиваемого студией ДЕФА, «Сыновья большой медведицы» (1965) по циклу романов Вельскопфа-Генриха Лизелотта, Гойко Митич играет главную роль Токей Ито, вождя племени Оглала, защищающего своих людей от белых.
Фильм, получивший всенародное признание более чем у 11 миллионов зрителей в Восточной Европе и в СССР, имел также огромный кассовый успех — на него ходили и дважды, и трижды, а некоторые зрители смотрели его и по десять раз. Эта картина положила начало «индейской» карьере Гойко Митича, который на добрые десять лет стал главным вождем в вестернах ГДР.
После появления актера на экране в роли Чингачгука в фильме «Чингачгук — Большой Змей», снятом по роману американского романиста, классика приключенческой литературы Фенимора Купера «Зверобой», Гойко Митич становится еще более популярным и востребованным актером.
В Советском Союзе, где все мальчишки зачитывались приключенческими романами популярного американского писателя и изображали индейцев во дворах, успех картине был обеспечен. Красавец с проникновенным взглядом стал настоящим секс-символом для советских женщин. Фото Гойко Митича, гордо восседающего на коне, раскупались подростками, девушками и женщинами всей огромной страны и клеились в «актерские» альбомы.
И понеслось… После Токей Ито и Чингачгука одна за другой последовали такие похожие роли: Зоркий Сокол, Чёрный Барс, Оцеола, Ульзана, Твёрдая Скала и даже Спартак. Как и француз Пьер Брис, создавший образ Виннету, Гойко Митич оставался актером одной роли. Хотя у его персонажей разные имена, но по сути это одна, бесконечно продолжающаяся роль Индейского Вождя. Даже в спектакле «Полет над гнездом кукушки» Мекленбургского государственного театра в Шверине он сыграл роль индейского пациента психбольницы по кличке Вождь.
Через десять лет актеру захотелось чего-то иного, тем более что интерес к индейской теме поугас и на авансцену кинематографа вышли другие герои. В ГДР Митича приглашают на съемки в телесериалах.
Поскольку в свое время параллельно с учебой в спортивном университете Митич окончил курсы сценического мастерства, он довольно успешно играет в театре Бад-Зегеберга, небольшого немецкого городка. Наиболее запомнившиеся роли — это Труффальдино из Бергамо, Спартак и Робин Гуд. В середине 70-х актер исполнил роль разбойника Фабиана в экранизации пьесы Виктора Гюго «Мария Тюдор». Он снялся в сериале «Архив смерти» и телепостановке «Слуга двух господ».
В августе 2018 года Гойко Митич в очередной раз приехал в Москву, в это раз на съемки фильма «Балканский рубеж». В интервью «ТН» легендарный Чингачгук рассказал:
Когда российские продюсеры предложили мне участвовать в картине, они спросили: «Как вы относитесь к этой теме?» Я ответил: «Я серб — значит, должен здесь сняться!»
Несмотря на возраст, 78-летний актер, сыгравший в фильме роль второго плана — полицейского, был по-прежнему в прекрасной форме и полном здравии.
Личная жизнь кумира долгие годы была скрыта от глаз журналистов. Поклонницы буквально заваливали его письмами, в том числе и с предложениями женитьбы, актер сам упоминал, что «по молодости был жутким бабником». На съемках фильма «Ульзана» у него начался первый серьезный роман с немецкой актрисой
Красавец-актер так никогда и не был женат официально. Когда кто-то из журналистов задал ему вопрос в лоб: «У тебя нет жены, уж не „голубой“ ли ты?», — Гойко, ни капельки не смущаясь, ответил:
— Нет, я не голубой … Это моя частная жизнь, она — как маленький сундучок с сокровищем, который принадлежит только этому одному человеку, и никому больше нельзя туда заглядывать.
Говорят, сегодня актер живет в районе Берлина Кепенике с дочерью и своей новой подругой. Сам Гойко Митич эту информацию не подтверждает, хотя и не опровергает.
Я скажу одно: в моем вигваме тепло. В том месте, где я живу, прекрасные окрестности и водоемы. Порой я плаваю там на байдарке. Все это выглядит куда скромнее на деле, чем я говорю. Скажем так: я не выношу сор из избы.
Единственной дочери актера Натали скоро исполнится 30 лет. А назвали ее не в честь русских Наташ, а из-за того, что она родилась в Италии под Рождество, когда все желают друг другу buon Natale.
Десять лет назад 10 июня к 70-летию актера на канале «Россия 1» выпустили документальный фильм «Главный индеец Страны Советов». Сколько вполне зрелых мужчин, выросших на фильмах о великом вожде индейцев, его посмотрело — десятки миллионов!
В 2018 году один из давних поклонников актера написал в форуме :
Мы всегда уважительно называли его по фамилии — Митич. Наши дворовые ребята так прониклись индейским кино, что для многих изучение жизни и культуры индейцев США стало делом жизни. Мне даже давали читать книгу Мато Нажина ''Мой народ сиу". В СССР издавалась и такая литература. В YouTube есть ролик с открытия галереи ''Мост '' в Химках, где первой выставкой и была индейская.
Это ли не настоящее признание для актера?