Действительно, произведения Мари Катрин д’Онуа (1651−1705) не были читаемыми в XX веке, поэтому к нынешнему столетию их мало кто знал. Хотя писательницу её современники называли соперницей Шарля Перро, и она была в числе тех, кто стояли у истоков французской литературной сказки. И герои известного дуэта пришли из волшебной повести «Голубая птица».
В Пермском театре оперы и балета им.
Хореограф-постановщик и автор либретто — Алексей Мирошниченко — очень творчески подошёл к работе. Мотивы сказки стали основой для поэтичной истории. Зрители увидели романтический балет с возвышенным сюжетом, волшебной музыкой и чарующей хореографией. Оформил спектакль художник Эрнст Гейдебрехт, создавший декорации и костюмы в стиле пасторальных миниатюр XV века.
Романтическая сказка
Безутешно скорбит король Гвенаэль по своей умершей жене. Никто не может его утешить. Но появляется таинственная дама. Это не кто иная, как ведьма Мадельгарда. Король околдован ею и вступает в новый брак. На торжестве по случаю свадьбы своего отца танцует юная Флорина. Мачеха, едва взглянув на падчерицу, почувствовала к ней жгучую ненависть.
Флорина грустна. Она тоскует по умершей матери и тревожится из-за женитьбы отца. Внезапно появляются две старушки. Флорина приветливо приглашает их в замок. Они тронуты добротой девушки. Неожиданно бедные женщины сбрасывают плащи. И оказывается, это добрые волшебницы — Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз.
Тем временем мачеха приказывает одному из слуг увести Флорину в лесную глушь и там убить. Но тот не в силах этого сделать и тайно отпускает принцессу. Девушка блуждает по лесу и внезапно встречает принца Шармана, который охотится здесь со своей свитой. С первого взгляда юные герои полюбили друг друга.
Но мачеха-ведьма узнаёт о спасении Флорины и в гневе заточает падчерицу в башне. На принца Шармана наводит чары, стараясь превратить его в уродливое существо, но вместо этого он становится прекрасной Голубой птицей. Заколдованный юноша прилетает к заточённой в башне Флорине. Девушка, несмотря ни на что, узнаёт своего возлюбленного.
Мачеха, проследив за свиданием, стреляет в заколдованного принца, и он падает бездыханным к ногам Флорины. В отчаянии девушка призывает добрых фей. Они грустно говорят ей, что спасти возлюбленного она может лишь ценой собственной жизни. Не колеблясь ни минуты, Флорина бросается с башни. Принц Шарман возвращается к жизни и снова обретает человеческий облик. Но узнаёт, какой ценой спасла его Флорина. В отчаянии юноша вслед за нею бросается с башни.
К бездыханным Флорине и Шарману приближаются Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они приносят живую и мёртвую воду и возвращают к жизни влюблённых.
Тем временем король Гвенаэль ждёт смерти от руки палача. Мадельгарда торжествует. Но внезапно появляются Флорина и Шарман. При виде спасшихся влюбленных ведьма от ярости умирает.
Во дворце начинается праздник по случаю свадьбы Флорины и Шармана. И на нём радостно танцуют Фея Утренней росы и Фея Ночных грёз. Они славят всепобеждающую любовь и верность.
Хореографические рифмы
Балет «Голубая птица и принцесса Флорина» — очень самобытное произведение искусства. При этом сюжет балета обращается и к интеллекту зрителей, заставляя вспомнить мотивы классических хореографических полотен. Некоторые сцены рифмуются со «Спящей красавицей» — например, танцы фей и вариации. А ведьма Мадельгарда напоминает злобную Карабос.
Появление главной героини навевает воспоминания о танце юной Раймонды из одноименного балета. Но на этот раз всё начинается с тревожной ноты — ведь Флорина танцует на роковой свадьбе короля. И движения её резко обрывает мачеха. Здесь — начало драматических событий. И всё это показано языком великолепной хореографии.
Как верно заметили и создатели балета, и исследователи, этот спектакль можно охарактеризовать термином спин-офф. Так называется произведение, где главными героями стали те, которые фигурировали в другом произведении как второстепенные. Так произошло и в этом балете. Это — ещё одна ветвь, выросшая из идеи балета «Спящая красавица». Как прекрасный цветок, расцветший из волшебного жезла феи Сирени.