Паб-рок оказал влияние на следующие направления поп- и рок-музыки, в частности — панк-рок. Паб-рокеров «в чистом виде» можно встретить и сейчас во многих барах разных стран мира.
Мы совершим небольшую экскурсию в историю этого забытого (или неизвестного для многих) музыкального стиля. Задача статьи — заинтересовать вас самой темой.
Более подробно о паб-роке вы можете узнать, послушав часть цикла «Прогулки по дикой стороне» (Владимир Ильинский и Михаил Кузищев), «120 минут классики рока» (радиостанция «Эхо Москвы). Мое знакомство с этой музыкой началось именно с этих передач.
И однажды, когда я, посиживая в удобном кресле, слушал старый добрый рок, родилась идея написать статью о нем. Меня ни в коем случае нельзя считать профессиональным критиком и истиной в последней инстанции. Я заранее извиняюсь за возможные неточности и буду рад замечаниям и дополнениям от более сведущих товарищей.
А определенное дилетантство при написании статьи считаю не минусом, а скорее плюсом. Тем более что люди, о которых пойдет дальше речь, были далеко не снобами.
Назад — к корням рок-музыки
К 70-м годам многие британские музыканты были недовольны сложившимся положением в «цеху» рок-музыки. Суперзвезды (например, Оззи Осборн), добившиеся успеха, собирали стадионы. Росли цены на их концерты, пластинки издавались огромными тиражами. Свои миллионные заработки они тратили на дорогие покупки и всяческие «излишества» (неважно сейчас какие, но «разгульный» образ жизни многих звезд привел их к печальным последствиям).
Согласитесь, все это не очень-то сочеталось с протестными идеями рок-музыки.
Более «тихим» музыкальным группам непросто было пробиться на «олимп». Чтобы стать успешными, рок-коллективы должны были попасть на ТВ-передачи, оказаться в хит-парадах радио, получить внимание музыкальных журналов. И только после этого — контракт с известной звукозаписывающей студией.
В силу неформатности музыки и отсутствия нужных связей большинству рок-музыкантов очень сложно было «развернуться» в шоу-бизнесе.
Ситуация во многом напоминает то, что сейчас происходит в этой сфере в нашей стране. Не находите? И хотя поп-музыка — не моя специализация, я, как обычный человек, вижу все, что делается «на обочине» и на центральном телевидении. И могу сделать элементарные выводы.
И все же рокеры нашли способ, как исполнять музыку, которая им нравится, и доносить ее до слушателя. Концертными залами стали обычные пабы! А само музыкальное направление вполне справедливо получило название «паб-рок».
Герои паб-рока
Паб-рок не был жанром в обычном его значении, а скорее, движением «недовольных рок-музыкантов». Поэтому состав групп был довольно разношерстным. И по стилю исполнения, и по уровню профессионализма.
В основной своей массе паб-рокеры играть все-таки умели, да и публика с пониманием относилась к некоторым «шероховатостям» в их исполнении. А музыканты, демонстрирующие профессионализм, вообще имели бешеный успех.
Сама атмосфера пабов способствовала установлению необходимого контакта между исполнителями и слушателями. Плюс несложная экономическая модель: приходишь посидеть в пабе с друзьями, и в качестве «бонуса» — музыка. Владелец заведения накидывал немного к стоимости напитков и при хорошей посещаемости был в выигрыше, а музыканты обычно получали определенную сумму за вечер.
- Одним из эпицентров возникновения паб-рока стала американская кантри-рок-группа Eggs Over Easy, застрявшая волею судьбы в Лондоне. Выступая вечерами в местном пабе, они породили целую «паб-рок волну».
Другим очагом возникновения паб-рока стала британская группа Brinsley Schwarz. С ней была связана одна скандальная история, о которой подробнее можно узнать из передач, названных раньше. Скажем только, что в результате того происшествия группа пересмотрела и стиль исполнения, и места своих выступлений. Ими, как вы уже догадались, стали пабы. А музыканты стали играть настолько спокойно, что их называли «самой тихой паб-группой».
Появились и другие коллективы, например, Bees Make Honey, Help Yourself (мелодичные композиции), Ducks Deluxe (более «сырое» звучание, как раз по причине меньшего изначального профессионализма), Chilli Willi & The Red Hot Peppers (кантри-стиль). В целом же исполнение многих паб-рокеров можно все-таки назвать «жизнерадостным рок-н-роллом». А потому эта музыка — все-таки во многом «американистая», но с «британским акцентом».
К сожалению, выступления в барах стали ограничителем для развития паб-рока. Слушатели не хотели покупать пластинки. А зачем, если можно слушать любимую группу бесплатно? К тому же, в записи клубная атмосфера передавалась плохо. Но без продажи музыкальных носителей у рок-исполнителей не было «финансовой подпитки». Получался замкнутый круг.
Конец паб-рока
Конечно, можно было попытаться изменить ситуацию, начав играть немного другую музыку (более коммерческую, запись которой на пластинках покупала бы широкая аудитория). Иногда выступать не только в пабе, но и в крупных залах (чтобы получать что-то от концертов). А для этого опять надо было подстраиваться под формат.
Не удивительно, что большинство паб-групп, в конце концов, развалились. А те, кто остались, изменили свой стиль. Это происходило не только по причине коммерциализации (превращению рок-музыки в поп), но и благодаря естественному развитию этого музыкального направления. Некоторые группы стали играть агрессивнее, приближаясь к панку, кто-то развивал собственный стиль
Что касается же «настоящих» паб-рокеров, то их и сейчас можно встретить, зайдя в паб или другое подобное заведение (кстати, не только в Великобритании). Для многих молодых исполнителей — это один из опытов первых выступлений. Есть и такие музыканты, которые задерживаются в таких местах надолго, по тем или иным причинам. Чем не паб-рокеры?
Итак, музыка эта далеко не новая, но даст «фору» многим современным исполнителям. И мировым, и российским.
Собственно, паб-рок стал основой для развития других музыкальных направлений (например, того же панк-рока). И это еще одна причина для того, чтобы отнестись к этому стилю с уважением и послушать действительно интересные композиции.
Паб-рокеры, в первую очередь, работали ради музыки, и только потом — ради денег. Существующая же сейчас музыкальная индустрия (неважно, рок или поп) — в основном коммерческая. Сравнение качества старой и современной музыки — не в пользу последней.
Однако никто не мешает нам слушать то, что нравится, и открывать новое (в большинстве случаев — хорошо забытое старое).