В глубокой древности о рабочем графике никто не говорил, поскольку никому в голову не приходило как-либо нормировать труд и отдых. Люди работали в светлое время суток и столько времени, сколько позволяли им силы. Усталость снималась сном.
Однако постепенно стало ясно, что усталость накапливалась и работа на износ не позволяла от неё избавиться. Особенно это заметно было у рабов. Нехватка отдыха быстро превращала их в инвалидов, что экономически невыгодно было государству-рабовладельцу.
Первым задумался о проблеме нерационального использования рабов римский император Константин Первый Великий. Любопытно, что дни недели тогда обозначались знаками планет. Но седьмой день имел знак Солнца. Император 7 марта в 321 году день знака Солнца объявил церковным выходным в империи. В этот день запрещались любые виды работы. Разрешался только сельскохозяйственный труд. Но лишь в случае острой необходимости.
Любопытно, что Константин Первый в момент издания своего Указа опирался не столько на экономику империи, сколько на свой сон. Ему приснился в ночь перед битвой, состоявшейся в день Солнца, крест на диске светила. Император принял его за знак удачи в битве. И на самом деле удача была. Об этом в хрониках сделал запись Лактанций — церковный историк. Его запись сохранилась и дошла да нашего времени.
Не вдаваясь далее в религиозные моменты, все же стоит сказать, что другой император (Феодосий Первый) продолжил инициативу Константина Первого. Каким образом? Очень просто. Он запретил в выходной воскресный день требовать оплаты как личных, так и государственных долгов.
Святость воскресному дню придал Феодосий Второй: на третьем Синоде полностью были запрещены все виды работы в воскресенье, в том числе и аграрные.
Похожая ситуация была и в России вплоть до появления в стране относительно развитой промышленности. Большая часть населения находилась в селах и деревнях. Разумеется, работать нельзя было в церковные праздники. Да и то условно, то есть — по желанию и необходимости. Действовавшее крепостное право позволяло помещику наказать крестьянина за любую провинность.
Ставший после Екатерины Второй царем ее сын Павел Первый проявил заботу о народе. Обязательный труд на барщине он сократил до трех дней в неделю. Это позволило людям больше трудиться на своем наделе, что исключало уже полную зависимость от помещика.
Сын Павла Первого (Александр Первый) продолжил начатое отцом и составил полный список церковных праздников, когда народ мог не работать. Но о самих выходных днях речи не было вообще и при нем.
Лишь в конце XIX века в России официально утвердили длительность рабочего дня — 11 часов. До 8 часов его сократило лишь пролетарское правительство с выходным воскресным днем, но не церковным, а большевистским. Однако для изменений в режиме труда и отдыха потребовалось взять власть в свои руки.
В 1967 году в СССР ввели пятидневную рабочую неделю — выходным днем стала и суббота.