Как упоминает в «Метаморфозах» Овидий, в городе Амафунт на острове Кипр родились девочки Пропетиды. Древний повествователь не донес до нас, ни кто был их отец, ни кто была их мать, ни кто их воспитывал. Выросли, повзрослели.
А потом начались ужасы, о которых Овидий упоминает вскользь, намеком:
Возле ворот их стоял Юпитера Гостеприимца
225 С прошлым печальным алтарь. Как завидит пришелец, что пятна
Крови на камне его, он думает: тут зарезают
Богу телят-сосунов да двухлетних овец амафунтских.
Путник сам жертвой бывал.
«Возле ворот их» — видимо, возле ворот дома этих девочек. И на этом алтаре приносили в жертву людей, то есть девочки выросли каннибалами.
Венера — дочь Юпитера — оскорбилась за отца: почему ему приносят в жертву людей? И решила наказать девочек.
Поначалу она хотела забросить все свои земные дела, но потом рассудила, что ни города, ни долины не виноваты в таком злодеянии. В итоге она решила покарать преступниц (и судя по всему — их близких). Кого-то из людоедского семейства она обратила в коров. А девицы до того распоясались, что посмели сказать, что Венера — не богиня. Мало того, они обнаглели настолько, что стали торговать своим телом, «красотою телесной», да с таким азартом, что перестали краснеть от стыда.
Вот тут и настигла их божественная кара: они превратились в камень, «но не много потом изменились».
И тут появляется Пигмалион — скульптор. Здесь стоит привести слова Овидия:
Видел их Пигмалион, как они в непотребстве влачили
Реклама
Годы свои. Оскорбясь на пороки, которых природа
245 Женской душе в изобилье дала, холостой, одинокий
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.
То есть Пигмалион остался одиноким из-за того, что насмотрелся на разврат этих девиц и думал, что все женщины — такие же!
Но природа давала о себе знать, он тосковал по женскому телу, в итоге появилась Галатея. Статуя была настолько совершенна, что Пигмалион начал обращаться с ней, как с живой. И Галатея ожила! Свершилось чудо!
Французский художник Абель де Пюжоль (1875−1861) изобразил превращение развратных девиц в камень.
Овидий не говорит о том, сколько их было, поэтому художник взял на себя смелость изобразить пятерых. Естественно, что они полуобнаженные — как иначе показать красоту их тел (если бы они не были привлекательными, кто бы захотел платить за их услуги?).
Процесс окаменения в самом начале, они не совсем понимают, что с ними: тела уже наполовину окаменели. Еще немного — и они превратятся в статуи.
Вернемся к Пигмалиону. Он знал об этом семействе. Пользовался ли он их услугами, Овидий нам не сообщает. Мы не знаем также, пробовал ли Пигмалион до того, как он начал заниматься Галатеей, изображать голое женское тело. Но то, что он его видел и хорошо изучил — не вызывает сомнений. Иначе откуда бы появилось его прекрасное творение? Может быть, что как раз формы он взял у этих развратных девиц.
Таким образом, не исключено, что рождение Галатеи произошло благодаря проституции.