В 1921 году в Советской России анонсировали введение НЭПа. Дело это было нужным и своевременным.
Новая экономическая политика потребовала и новых методов ведения хозяйства. Особенно это было актуально для деревень, которые являлись поставщиками продовольствия для больших и малых городов.
Стране потребовались трактора. Иначе нельзя было бы осуществить качественный рывок в сельском хозяйстве.
Трактора после некоторых раздумий решили производить на базе кичкасских заводов сельскохозяйственного машиностроения. Они до революции располагались близ города Запорожья (выше его, на берегу Днепра), который ныне находится в составе Украины.
Следует заметить, что у наших машиностроителей в те годы было немного опыта в создании тракторов. Поэтому без прототипа не обошлось.
Чтобы ускорить запуск нового советского трактора в производство, на него решили устанавливать нефтяной одноцилиндровый двигатель «Триумф», который в своё время производился в городе Большой Токмак всё той же Запорожской области.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
До наших дней сохранились протоколы испытания первого советского трактора, который решили назвать «Запорожец». Эти испытания происходили летом 1922 года, и они дают хорошее представление о той сельскохозяйственной машине.
Известно, что «Запорожец» изготовили в трёхколёсном варианте. Спереди у него были два относительно узких колеса, а сзади — одно, очень широкое. Снабжённое хорошими грунтозацепами, это колесо являлось ведущим.
Проходимость у трактора была неплохой, но по причине трёхколёсности он периодически опрокидывался, особенно на поворотах.
Работал трактор на сырой нефти. Это, скорее, было преимуществом — двигатель было проще обслуживать, а нефть стоит дешевле топлива, из неё изготавливаемого. Топливо в двигатель поступало из бака самотёком, то есть никакого топливного насоса у него не было.
А вот заводился «Запорожец» довольно своеобразно. Перед пуском двигателя следовало прогревать запальную головку на огне, да так, чтоб она раскалилась. Занимала эта процедура иной раз до 20 минут!
Двигатель охлаждался водой. Для простоты и повышения ремонтопригодности в тракторе применялись бронзовые втулки, что было в смысле обслуживания проще, чем подшипники.
Скорость у трактора была одна — примерно 3,5 километра в час. Варьировалась она незначительно в этих пределах.
Тракторист на «Запорожце» размещался сзади, и никаких удобств у него не было. Он располагался на грубом сиденье за задним колесом.
При вспашке «Запорожец» тратил около 30 кг сырой нефти на один гектар.
В 1923 году трактор «Запорожец» проводил показательную вспашку совместно с трактором Обуховского завода в Петрограде. Последний затратил на один гектар примерно 36 кг керосина, который стоил дороже.
Интересно, что «Запорожец» возили в Персию (нынешний Иран) на большую выставку сельскохозяйственной техники. Там советский трактор получил международное признание в виде почётного диплома.
В общем, первый советский трактор пошёл в серию и за непродолжительное время своего существования даже получил несколько модернизаций.
Авторитет «Запорожца» вырос после того, как в 1925 году он проводил показательную вспашку совместно с трактором «Форд». Во время этого испытания наш трактор потратил времени на один и тот же объём работ меньше (на 25 минут), при этом было затрачено около 17 кг нефти. Американский же собрат израсходовал всё те же 36 кг керосина.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Впрочем, по ряду причин «Запорожец» продержался в производстве недолго — до конца 1926 года. Выпущено таких тракторов было около 500 штук. Говорят, некоторые из них были настолько надёжны, что работали до конца 50-х годов ХХ столетия…