Слушать или читать книги? Мнение читателя о плюсах и минусах аудиокниг

Реклама

Свои первые книги ребенок слышит от мамы или папы до тех пор, пока сам не научится читать. Это очень комфортно — слушать книги. Не зря во многих фильмах, посвященных жизни помещиков на Руси, есть сцены, где холоп читает роман, а господа слушают. Сейчас наступило такое время, когда резко растет популярность аудиокниг.

Причин несколько:

  1. Острая нехватка времени при обилии информации. А слушая книгу, можно одновременно делать какие-то другие дела, не требующие особого внимания. Например, готовить на кухне, заниматься уборкой, фитнесом и т. д.
  2. Обилие звуковоспроизводящей аппаратуры. В каждом автомобиле есть магнитола. В общественном транспорте больше половины представителей молодого поколения сидят в наушниках и что-то слушают.
  3. Большая зрительная нагрузка на многих работах (плюс активное использование домашних компьютеров) требует альтернативных способов чтения книг.
  4. Спрос рождает предложение. В последние годы резко увеличилось число записанных аудиокниг разных жанров. Увеличивается число электронных библиотек аудиокниг.
    Реклама

Мое активное использование аудиокниг началось в 2016 году. Оказалось, что книги очень разные по своим параметрам. Хочу рассказать сначала о плюсах слушания книг по сравнению с чтением в бумажном варианте.

Реклама

Плюсы

Безусловно, главный показатель качества книги — авторский текст. На бумаге влияние полиграфических особенностей — шрифта, качества бумаги и т. п. — имеет место, но оно не слишком велико. В аудиокниге значительную роль играет мастерство чтеца, качество аудиозаписи, режиссерская работа.

Наверное, вы часто замечали, что читая бумажный текст, пропускаете то, что вам не очень интересно. Так, читая в школьные годы «Войну и мир», я сама очень внимательно читала то, что посвящено миру, а войну проглядывала по диагонали.

В аудиокниге это невозможно или достаточно затруднительно. В результате книга воспринимается намного ярче, во всех подробностях.

При прослушивании книги

профессионализм чтеца очень важен. Речь должна иметь определенную ритмику, хорошую дикцию. Все слова, включая сложные труднопроизносимые, должны четко выговариваться.

Хорошо озвучивают аудиокниги радиоведущие. Прекрасно читают Сергей Чонишвили, Юрий Заборовский, Вячеслав Герасимов. Есть чтецы, которые читают с особым артистизмом. Иногда женские и мужские роли произносятся разными оттенками голоса. Из женщин-чтецов нравятся работы Надежды Винокуровой, Леонтины Броцкой.

Реклама

Особо отмечу чтецов-артистов театра и кино. Книга Владимира Набокова «Камера обскура» в исполнении Леонида Ярмольника относится к золотому фонду аудиокниг.

Прекрасно воспринимаются аудиокниги в авторском исполнении. Приятно услышать голос зачастую давно ушедших, но не менее любимых людей. Особенно это касается мемуаров и воспоминаний. Ведь автор делает только ему присущие акценты.

Заметила, что те чтецы, которые по тембру своего голоса легко ассоциируются с голосом автора, то есть имеют похожий голос, создают более качественные аудиокниги.

Техническая сторона аудиоряда важна для улучшения восприятия. Дополнение текста произведения музыкой, различными звуками создает неповторимую эмоциональную атмосферу. Кстати, в новых аудиокнигах называют не только автора, название и чтеца, но и звукозаписывающую студию, иногда режиссера.

Реклама

Минусы

Безусловно, аудиокниги не заменят полностью бумажные книги, но они активно развиваются и занимают свою нишу в индустрии развлечений. Все они имеют не только достоинства, но и недостатки. Поэтому дальше хотелось бы остановиться на минусах существующих аудиокниг.

Реклама

Еще из школьной программы биологии помню, что толщина зрительных нервных волокон гораздо больше по сравнению со слуховыми. Именно поэтому зрительная информация запоминается лучше, чем аудиоинформация. Это бывает важно, например, для учащихся различных учебных заведений.

Слушала я более четырех лет художественные аудиокниги, записанные в разное время, сделала для себя кое-какие выводы. Отмечу, что мой опыт касается только бесплатных аудиокниг.

Есть авторские произведения, которые легко воспринимаются на слух, а есть которые не очень хорошо.

Тяжело слушать тексты с незнакомыми терминами. Например, в воспоминаниях академика А. Д. Сахарова есть главы, посвященные физике. Понять на слух их может, наверное, только специалист, массовый читатель — нет.

Реклама

В книге Сергея Бубновского большой раздел посвящен физическим упражнениям. Их лучше видеть на картинке, чем пытаться повторить со слуха, или надо прослушать запись несколько раз.

Реклама

Сложно слушать некоторые фантастические романы, в которых много незнакомых предметов, ситуаций. Малейшее отвлечение — и ничего не понятно.

Трудно слушать книги, где много сносок и цитат. Начинаешь путать, где основной текст, а где цитата.

Читабельные аудиодетективы Чейза, Сименона. А вот Себастьяна Жапризо лучше читать на бумажном носителе. Если в детективе много героев, да еще со сложными иностранными именами, и место действия все время меняется, то это некомфортно слушать.

Как ни странно, но очень немного аудиокниг юмористического жанра. В основном это книги с авторским исполнением. Часто сатирические произведения становятся скучноватыми из-за качества чтения.

Реклама

Невозможно переоценить роль чтеца аудиокниги. Встречаются книги, где чтец нечетко выговаривает слова, читает медленно, словно разбирает текст с плохим почерком, повторяет по два раза одно и то же предложение.

Эмоциональность чтеца тоже важна. Однообразное, тусклое чтение утомляет. Излишняя же эмоциональность и подчеркивание отдельных моментов мешает личному восприятию, как бы навязывает его мнение.

Реклама

Плохо когда в записи книги слышно прерывистое дыхание чтеца, как он сглатывает, словно у него пересыхает горло. В основном это беда самодельных аудиокниг.

В Интернете попадаются аудиокниги, записанные в разное время. Старые записи очень тихие. Встречаются даже магнитофонные записи, где в тексте просят перевернуть кассету, чтобы сменить дорожку.

В современных записях аудиокниг тоже встречается много огрехов. Самые частые — длинные пустые паузы между главами или словами. Звук скачет или плывет, небрежно сделаны переходы различных фрагментов.

Важно, как аудиокнига разделена на главы. Ведь основная часть аудиокниг — достаточно большие произведения, более 15 часов. Поэтому важна разбивка на главы, их величина и нумерация.

Реклама

Конечно, прервавшись, обычно возвращаешься на тот фрагмент, где остановился, но в случае сбоя приходится долго искать нужное место.

Сектор аудиокниг в Сети сейчас уже достаточно велик, и есть из чего выбрать качественный продукт. Желаю вам хорошего прослушивания. Главное, не засните!

Реклама