Нужно ли называть человека на «Вы»?

Реклама
Отец мой воспитал меня по-тогдашнему… Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих.
Фонвизин «Недоросль»

Многих из нас учили в детстве, что к старшим, незнакомым и уважаемым людям надо обращаться на «Вы». Но при этом не объясняли, почему так надо делать и есть ли для этого правила какие-то логические основания.

В русской (и не только) культуре общения принято считать, что показать уважительное/панибратское отношение к человеку можно при помощи употребления местоимения множественного или единственного числа. Но так ли это? Стоит ли уважать все традиции и подчиняться им вслепую? Когда в древности людей приносили в жертву, это тоже считалось традицией…

Реклама

Сперва проведём небольшой экскурс по истории:

1. Начиналось всё с Римской империи, откуда произошла почти вся западноевропейская цивилизация. Рим был знаменит своими властителями. Многие были чудаками: Нерон поджигал дома и любовался пожарищем, Калигула обожествлял своих сестёр и давал почётные звания своему коню. А кто-то взял и придумал, что называть императора надо на «Вы», тем самым показывая, что правитель представляет сразу два лица — государственное и духовное. Вслед за высшим руководством выдумку подхватили высшие подданные, заставив «выкать» уже своих рабов, тем самым демонстрируя превосходство «аристократии» над «низшим классом».

2. В Российской империи причиной «выканья» стал

Реклама
Пётр Первый, который обожал всё зарубежное и один за другим заимствовал французские, английские, немецкие и голландские обычаи. Однажды он издал «Табель о рангах», где строго заставил подчинённых «выкать» начальникам, а за неповиновение полагалось крупное денежное взыскание. До сих пор среди многих русских людей бродит призрак идолопоклонства перед Западом. А корнем сего не очень приятного явления явился император.

Реклама

3. Со временем «выканье» прижилось, и люди забыли, почему оно появилось в русском языке. Так, к сожалению, продолжается до сих пор, и правду ведают единицы. Но в прошлом, среди некоторых «старых» мыслителей к подобного рода «вежливости» бытовало негативное отношение. И как тут не привести отрывок из статьи великого лингвиста В. И. Даля, составителя великолепного труда «Толковый словарь живого великорусского языка»:

«Ты, мест. 2-го лица ед. ч. <…> Искажённая вежливость заменяет слово это множественным числом (то есть заменяет ты на вы), но у нас доселе простой человек говорит всякому ты, и Богу, и Государю… Вместо тщеславной похвальбы сельского учителя (эманципированного), что он крестьянским мальчикам говорит вы, учитель лучше бы сделал, заставив их себе говорить ты; в этом было бы более смысла. Лучше по чести тыкать, чем с подвохой выкать».

Реклама

Таким образом, обращение на «Вы» не является элементом исконной культуры для русского народа. Напротив, оно не более, чем западноевропейское заимствование, против которого надо бороться, дабы сохранять свою самобытность. А если и брать, то лучшее.

Но как сохранить субординацию, вежливость и этикет, если в одночасье все перейдут на «ты»? Очень легко.

Отмена обращения на «Вы» вовсе не означает всеобщее панибратство. Никто не говорит о том, чтобы дети в школе называли учителей Ирка или Машка. Разные стили всё равно сохранятся. По поводу отчеств пока говорить не станем. Эта тема для отдельной статьи.

Реклама

Сравните два приветствия:

  • «Прив (хай), Машка!» — это стиль дружеский, неформальный.
  • «Здравствуй, Мария!» — это стиль деловой, учебный.

В обоих случаях используется обращение в единственном числе, но оно далеко не всегда приводит к нарушению личных границ. К царю Ивану Грозному обращались на «ты», но страдал ли он от недостатка субординации и почтения? Думается, что была она у него похлеще, чем у современных генералов…

К Богу, родителям и близким мы обращаемся на «ты» и уважаем их зачастую намного больше, нежели начальников и учителей. Последних многие презирают и «выкают» лишь по необходимости, потому что «так принято», и в нашей голове форма местоимения по привычке ассоциируется с должностью собеседника. Разве так должен рассуждать человек XXI века? Напротив, он должен всё осмысливать и переосмысливать критически.

Реклама

Многие недоумевающе спросят: «Чем же вредно „выканье“, и почему от него надо избавляться?»

Ответ очень прост: наличие двух разных обращений легко приводит к проявлению речевой дискриминации, когда тебя называют на «ты», а с тебя требуют в ответ на «Вы». Задумка состоит в том, чтобы ты чувствовал себя более мелким и недостойным, нежели твой собеседник. Недаром это пришло из эпохи рабовладельчества! А ведь золотое правило морали гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»!

Реклама

Мы знаем о позитивном опыте таких прогрессивных стран, как Швеция, Норвегия, Израиль, и многих других, где общество избавилось от подобного рода дифференциаций. И живут там без этого прекрасно, и отношение к старшим и учителям там ничуть не хуже, чем у нас с нашим «выканьем».

Ко всему прочему, обращение на «ты» информативнее, ибо содержит в себе точное указание на пол и число.

Сравним:

  • «Ты узнала», — ясно, что это один человек, женщина.
  • «Вы узнали», — непонятно, узнал один человек или несколько, и какого они пола. Разная энтропия получения знаний.

Отдельно хочется ответить на аргумент: «Это же наши традиции! Мы должны их соблюдать. Не нами придумано — не нам отменять!»

Реклама

Как было выяснено, никакого отношения к русским/славянским традициям «выканье» не имеет. А прогресс — на то и прогресс, чтобы заменять глупые, отжившие своё «нормы» на более прогрессивные, соответствующие здравому смыслу и трезвому рассудку.

Реклама

С появлением Интернета многократно возросли возможности коммуникаций между людьми. Несмотря на кажущуюся отдалённость в реальной жизни, социальные сети, форумы и прочие виртуальные площадки сблизили нас сильнее, чем раньше: сократились расстояния, ослабли преграды на пути межличностного общения. И естественным образом в Интернете установилось всеобщее «тыканье». Ведь ни один закон и ни одна традиция не может воспрепятствовать природным доброте и взаимопониманию.

Реклама