Георгиевские кавалеры в рясах. Возможно ли такое? Часть 1.

Реклама
Грандмастер

26 ноября 1869 года в России торжественно отмечали 100-летие ордена святого Георгия. На праздничной церемонии в Зимнем дворце внимание собравшихся невольно привлекал военный священник. Его скромная ряса, украшенная двумя георгиевскими наградами — орденом святого Георгия 4-й степени и наперсным крестом на Георгиевской ленте, контрастно выделялась на фоне шитых золотом мундиров. А после того, как отца Иоанна удостоил беседой Александр II, и присутствующим показали покореженный пулей наперсный крест и разорванную шрапнелью епитрахиль священника, интерес к нему стал всеобщим.

Иоанн Пятибоков начал службу в 1848 году священником Костромского егерского полка. Полковой батюшка быстро завоевал любовь и уважение однополчан. Особенно импонировало солдатам то, что отец Иоанн не робеет в бою и никогда не кланяется вражеским пулям. Когда священника упрекали в «излишней» храбрости, он неизменно заявлял, что не может кланяться басурманским пулям, так как привык это делать только перед иконами. В ходе Венгерской кампании он был назначен священником в Могилевский пехотный полк. В марте 1854 года могилевцы форсировали Дунай и стали штурмовать турецкие укрепления. В ходе кровопролитного боя были убиты или ранены многие офицеры. Когда под огнем артиллерии солдаты дрогнули и смешались, перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн и с призывом «С нами Бог! Родимые, не посрамим себя!» пошел на врагов. Солдаты устремились за полковым батюшкой. Турецкие укрепления были взяты. Одним из первых на них взошел отец Иоанн, получивший в ходе боя две контузии. Крест с отбитой пулей правой стороной и пробитую шрапнелью епитрахиль, бывшие на Пятибокове в этом бою, и увидели собравшиеся в Зимнем дворце. За этот подвиг отец Иоанн стал третьим среди священнослужителей награжденным орденом святого Георгия.

Реклама

Первым почетную боевую награду еще в 1812 году получил священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский. На начальном этапе войны полк выдержал тяжелый бой под Витебском. Командир дивизии, в которую входил егерский полк, генерал Лихачев после этого боя отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. О действиях отца Василия в этом сражении командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину; он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.

Реклама

Вторым получившим престижный военный орден стал священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский. Во время русско-турецкой войны полк участвовал во многих боях. В мае 1829 года ему была поставлена задача форсировать Дунай и уничтожить неприятельские батареи. Отец Иов благословил воинов на берегу и вместе с ними под огнем противника переправился на лодке через Дунай. Форсирование прошло успешно, и солдаты, воодушевляемые священнослужителем, бросились на штурм вражеской батареи. После ожесточенного боя турецкая батарея была захвачена, но отец Иов, находившийся в первой шеренге атакующих, был тяжело ранен пулей в голову. Этот подвиг отца Иова был отмечен орденом.

Реклама

Крымская война 1853−1856 годов дала немало ярких примеров пасторского служения военных священников. В марте 1855 года, в ходе ожесточенных боев за Севастополь, отряд генерала Хрулева предпринял дерзкую ночную вылазку. В переломный момент боя, когда французы стали одолевать, в передовой цепи появился священник 45-го флотского экипажа отец Иоаникий и, воодушевив солдат, снова повел их в атаку. В стремительном порыве солдаты захватили три вражеские траншеи. Несмотря на контузию, священник не оставил поля боя. Свидетельством того, что он был участником рукопашной схватки, стали епитрахиль и ряса, пробитые вражескими штыками. Единственный из военных священников, участвовавших в Крымской кампании, Иоаникий Савинов был награжден орденом святого Георгия.

Реклама

В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священников были явлением далеко не единичным. Многие из них в критические моменты боя с крестом в руке шли впереди солдат, собственным примером увлекая их на противника. При штурме Измаила в Полоцком пехотном полку погиб командир, были убиты или ранены многие офицеры; атака начала захлебываться. Тогда впереди полковой колонны встал священник Трофим Куцинский и с крестом в руке повел солдат на штурм. Полк свою задачу выполнил. После победы Суворов доносил генерал-фельдмаршалу Потемкину: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен. Его будет петь Полоцкий поп, бывший с крестом перед сим храбрым полком». Одним из первых отец Трофим в 1790 г. получил золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, который был специально учрежден для награждения священников за боевые подвиги.

Реклама

Стоит отметить, что Георгиевский наперсный крест стал второй по времени учреждения георгиевской наградой; знаменитый солдатский Георгиевский крест появился позже, только в 1807 году. Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте стал не только очень почетной, но и относительно редкой боевой наградой; до русско-японской войны им было награждено всего 111 человек. И за каждой наградой — конкретный подвиг.

После изгнания наполеоновской армии из России Александр I наградил таким крестом священника Кавалергардского полка Михаила Гратинского и назначил его своим духовником. Участник Бородинского сражения, отец Михаил, не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. Оставшись в столице, стал доступными средствами бороться с захватчиками. Уже 3 сентября он собрал людей в церкви и провел молебен о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага». Богослужения и проповеди отец Михаил проводил почти каждый день в уцелевших московских церквах, призывая к беспощадной войне с поработителями. Слух о храбром священнике быстро распространился среди немногих оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Так, даже в окружении врагов, полковой священник продолжал выполнять свой пасторский долг.

2-я часть статьи

Реклама