Кто изобрел шаропоезд и почему он так и остался невостребованным?

Реклама
Грандмастер

Однажды случайно в Интернете я нашел удивительную черно-белую фотографию скоростного пассажирского поезда. Он был во многом очень похож собой на современный монорельсовый транспорт. Но он относился к третьему десятилетию минувшего века.

Общий вид шаропоезда конструкции Н. Ярмольчука, 1932 г.

Первое, что тут же пришло в голову, это фантазии некоего художника, сумевшего угадать будущее. Но подпись на английском языке ошарашила. Оказалось, что это не рисунок вовсе, а настоящее фото, без намека даже на фотошоп, которого в то время не могло быть.

Реклама

Что же за техника на снимке, намного опередившая время? Словом, фото заинтересовало и заставило «покопаться» в истории.

Тайна истории изобретения открывалась постепенно. Но то, что узнал, заставило с изумлением посмотреть на существующий скоростной железнодорожный транспорт в Японии, США, Германии и в других технически развитых странах совершенно иными глазами по той причине, что изобретение, сделанное в СССР, просто позаимствовали. Но не полностью, а небольшими «кусочками», что позволило западным инженерам-конструкторам избежать плагиата и при этом оформить авторские свидетельства.

Реклама

Родиной скоростных поездов мог стать Советский Союз, но, увы, не стал. Как и почему это случилось?

В 1898 году в небольшой деревушке Любань Российской империи родился мальчик, получивший имя Коля. По мере подрастания его стали называть Николаем. Трудовую биографию он начал железнодорожным монтером в Москве. Но мечтой его было стать инженером. Для сельского парня это была довольно смелая мечта. Однако он упорно шел к ней. Об этом очень мало известно. В энциклопедиях сказано коротко «…учился в МВТУ и МЭИ».

Фронтовик в звании капитана, участник битвы на Курской дуге, коммунист Николай Григорьевич Ярмольчук умер в Москве в 1979 году. Его гениальное изобретение могло сделать

Реклама
СССР страной с «летающими» поездами (до 300 километров в час!). Что же предлагал Ярмольчук?

Он обратил свое внимание на то, что обычный железнодорожный транспорт с паровозами и колесными вагонами, шпалами и рельсами экономически малоэффективен. И предложил новый вид транспорта, который назвал шаропоездом.

Идея состояла из нескольких взаимосвязанных частей. Вместо обычной колеи из шпал и рельс

Реклама
русский изобретатель предложил делать железобетонный желоб. По нему катились бы шары с электродвигателями внутри. Такая компоновка состава позволяла развивать высокие скорости. К тому же резко увеличилась бы грузоподъемность и безопасность, что было тогда большой проблемой для обычных поездов. По скорости шаропоезд не уступал самолетам. Мог из Москвы в Ленинград доехать за два часа!

Для проверки проекта построили экспериментальный участок и провели испытания шаропоезда с пятью вагонами в составе. По итогам этих испытаний приняли государственное решение о переводе железных дорог страны на новый вид транспорта. Но на этом все и кончилось. Почему?

Все положительные моменты шаропоезда были перечеркнуты дальнейшими арифметическими действиями. Подсчитали затраты на модернизацию. Они оказались чудовищными при огромной территории СССР.

Но сыграло свою роль еще и то, что во второй половине 30-х годов в мире назревала новой мировая война. Ресурсы в СССР шли преимущественно на оборону. И о первом в мире шаропоезде забыли…

Реклама