Правда, сегодня принято считать, что подкаст — это трансляция или публикация именно в Интернете, а не просто набор аудиокассет или mp3-файлов на жестком диске.
Вот как определяет подкаст Википедия:
«Подкастом называется либо отдельный аудиофайл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе Интернета, с возможностью подписки».
Помимо Apple, своя платформа для прослушивания подкастов есть и у Google — Google Podcasts. В конце 2018 года свой сборник подкастов анонсировал и Яндекс. В компании верят, что подкасты переживают новый бум, ведь в США за 12 лет количество пользователей выросло на 44%.
Интересно, что Youtube, как ни странно, тоже стал популярной площадкой для подкастов: там полно роликов, где, по сути, есть закадровый текст и статичная картинка.
Создание подкаста
На один аудиоролик может уйти от 10 до 20 часов работы нескольких человек. В среднем на подготовку к записи уходит час. Ещё три часа — на запись, потом пять часов — на монтаж. Два часа — на оформление и публикацию. Последний час уйдет на пиар нового аудио в соцсетях и других каналах.
Записывать подкаст желательно динамическим микрофоном — он лучше подавляет эхо и фоновый шум. Да, конденсаторные микрофоны дают лучшее качество записи, но зато требовательны к тишине. Если пишете в комнате, обитой мягким звукоизоляционным материалом, в полном одиночестве, то выбирайте конденсаторный, а если подкаст делаете в обычной комнате или где придётся, то динамический.
Начинающим подкастерам для звукозаписи подойдут простые USB-микрофоны вроде Audio-Technica AT2020USB или совсем простой Samson Q1U. Только не падайте в обморок от цены на эти «простенькие» модели!
Программы для записи можно выбрать любые. Поставьте бесплатный редактор Audacity и не заморачивайтесь. Редактор бесплатный и работает под Windows и Mac OS. Под «яблочную ось» есть ещё GarageBand. Также популярны у подкастеров Adobe Audition CC и Sound Forge.
Говорить, а не читать!
Частая ошибка новичков — читать подкаст с листа. Увы, это убивает живость голоса. Текст и речь — очень разные форматы. Конечно, можно написать всё в разговорном стиле, но получится двойная работа. Поэтому монолог или диалог надо планировать по темам, но избегать 100% чтения по бумажке. Всегда можно использовать схему вопрос-ответ, даже если это не интервью, а рассказ от одного лица.
Примерный план (скрипт) подкаста:
- Вступление. Тема подкаста «Как написать сказку».
- С чего начинается написание сказки — примеры, рекомендации авторов.
- Структура сказочной истории.
- Ошибки начинающих сказочников.
- Подведение итогов, заключение подкаста.
Ведущий или приглашенный собеседник поэтапно раскрывают запланированные темы, а затем всё это дело монтируется в цельный аудиоперфоманс.
Скрипт подкаста помогает избежать заминок, слов-паразитов и всяких «ну», «э», «мммм» и прочего вокального непотребства при записи голоса.
Оборудование для подкаста
Помимо микрофона подкастеру хорошо иметь:
- переключатель микрофона в беззвуковой режим;
- предусилитель;
- переходную втулку для насадки микрофона на стойку;Реклама
- 6-футовый XLR кабель, идущий от микрофона на переключатель;
- 3-футовый XLR кабель, идущий от переключателя на предусилитель;
- наушники;
- стойку для микрофона.
Сохранять записанный файл удобнее всего в формате mp3 с битрейтом 128 kbps (килобайт в секунду). Это оптимальное качество для прослушивания в наушниках. Можно сохранить и в 320 килобайт/сек, но обладатели недорогих наушников и смартфонов всё равно не смогут оценить качество записи.
Когда записывают двух и более человек, громкость микрофона у каждого говорящего должна быть одинаковая.
Нетехнические советы
- Разомните голосовые связки, попеременно издавая высокие и низкие звуки и широко отрывая рот. Затем пофыркайте — упражнение разомнет мускулы рта для четкого произношения.
- Спину держите ровной во время записи, иначе дыхание станет неровным.
- Держите один и тот же темп речи на протяжении всего подкаста.
- Следите за ртом и губами: чавканье, хлюпанье, хлопанье останутся в записи.
- Старайтесь записать весь подкаст без долгих пауз между отдельными частями. Даже спустя полчаса тембр и темп голоса могут заметно измениться.
- Осторожнее с импровизацией! Редко получается хорошо. Лучше следовать тексту.Реклама
- Добавляйте музыку, но следите за тем, чтобы она была ниже по громкости, чем речь участников подкаста.
Оформление подкаста
В начале аудиоролика хорошо бы сделать заставку — некий музыкальный сэмпл или шумовой эффект, смикшированный с голосом. В заставке объявляется автор подкаста, название шоу или слоган проекта. Те, кто помнят плеер Winamp, знают, как заводила фраза «It Really Whips the Llama’s Ass!».
После заставки объявляется тема. Если тем несколько, то после объявления одной следует пауза: «Сегодня поговорим о Тема 1 [пауза] и Тема 2».
Затем следует основной план подкаста (тот самый скрипт), а в конце автор указывает источники данных, если это был информационный или новостной подкаст, и благодарит всех, кто помогал, призывает подписаться на подкаст, анонсирует тему следующего подкаста.
Между рубриками и темами подкаста делаются музыкальные или шумовые перебивки (или переходы, мы не звукорежиссеры и не знаем точный термин). Ещё можно сделать кросс-фейд: одна аудиодорожка затихает, а вторая повышает громкость. Но это уже не для новичков.