Короче говоря, человек, находясь за системой управления, порой уже не может полностью и эффективно контролировать обстановку. Автоматика на основе программируемой электроники, конечно, тоже склонна давать сбой. Но коэффициент правильных решений у программируемых устройств управления техникой все же намного выше, чем у человека. Искусственный интеллект просто не имеет права на риск, и ошибка в его действиях часто оказывается на стороне программистов.
Словом, будущее за беспилотными системами управления. Тут все ясно и спорить не с чем. Крупные корпорации и фирмы уже несколько лет проектируют беспилотники и испытывают их в ситуациях, реально приближенных к дорожным.
- Например, во Франции первыми в мире открыли ежедневные городские маршруты с беспилотными автобусами. Сейчас такие маршруты есть и в других странах.Реклама
- В России беспилотный автобус испытывался в минувшем году в Москве и показал хорошие результаты.
- В Нидерландах действуют такси-беспилотники. В роли таких такси используются микроавтобусы, которые по вместимости пассажиров можно сравнить с нашими маршрутками.
Пессимисты писали в средствах массовой информации критические замечания, упирая на то, что беспилотники стоят намного дороже обычных транспортных средств и экономически их эксплуатация особой выгоды не даст. С этим можно частично согласиться, если в качестве беспилотных станут действовать небольшие транспортные средства — легковые автомобили и мини-автобусы. Экономическая проблема может быть решена с внедрением автоматических систем управления на трамваях, которые имеют большую вместимость и стоят не столь дорого.
Со своего пути трамвай не может никуда свернуть. Значит, к беспилотнику на трамвае будут предъявляться не столь жесткие требования, как к прочему общественному транспорту. Нужно лишь предусмотреть автоматические остановки в графике движения. Не столь сложно «прописать» программно все те движения, которые совершает человек, находясь за управлением трамваем. Но вот есть одно психологическое препятствие: люди привыкли видеть в кабине не манекен, а живого человека. У него, мол, есть опыт управления, а потому ему можно доверять.
Впервые в мире летом прошлого года этот психологический барьер к беспилотному транспорту будущего был преодолен в Китае: на линию выпустили трамвай-беспилотник особой конструкции. Фирма «CRRC» собрала все лучшее, что имеется в мире по созданию трамваев. В свою очередь, китайские программисты написали код для беспилотника.
Этот трамвай развивает скорость до 70 км в час, что очень даже хорошо для города. Два вагона могут принять 380 пассажиров, они похожи на те, что используются в китайском метро. Если не знать, что в кабине нет живого человека, то по ходу движения совершенно невозможно заметить что-либо, говорящее об автоматическом способе управления.