Однажды у такого костра молодые люди пожелали познакомиться с «альпинисткою, скалолазкою».
— А зачем знакомиться? — возразила девушка. — Я и так знаю, что тебя, — указала она на одного, — зовут Сережа, а тебя, — указала она на другого, — Андрюша.
Удивленные возгласы были ей ответом.
— Ты, вероятно, колдунья? — спросил заинтригованный Сережа. А может быть, Андрюша.
— Нет — улыбнулась она в ответ. — Просто у нас половина студенческой группы — кто Сережа, а кто Андрюша. Поколение такое. Любимые имена наших родителей.
— Ну, тогда я попробую отгадать, как зовут тебя, — понял идею один из парней. Задумался и сказал:
— Ира! Нет? В таком случае, Лена.
— А вот и не угадал! — соврала Лена. — Меня зовут Лолита.
Надо сказать, что в ее поколении это имя было довольно распространенное. Родители мальчиков и девочек начала 1960-х, конечно, Набокова не читали. Зато их сводили с ума фильмы с Лолитой Торрес.
Так до конца пребывания на турбазе она и отзывалась на это латиноамериканское имя. Тем более, чуть попозже оказалось, что и Сережа был не Сережа, да и Андрюшу звали по-другому. Просто мальчики, чтобы познакомиться с ней, решили подыграть, подольститься, пусть будет девушке приятно.
Надо сказать, что Лена, Елена — имя распространенное и в наше время. Причем не только в России. Например, и в Швеции тысячи женщин, девушек и девочек носят это имя. Более того, одной из шведских Лен повезло сделать вклад в такую серьезную отрасль техники, как
При этом Лена Сёдерберг (Lena Söderberg) университетов по компьютерным наукам не кончала, а работала
Попасть в «подружки журнала Playboy» — это, в самом деле, успех. Гонорар за съемки исчислялся десятками тысяч долларов, что уже само по себе было неплохо. Кроме того, «Playboy» имел репутацию журнала смелого, но не порнографического. Поэтому девушка, «засветившаяся» в нем, получала хорошую рекламу и имела все шансы на карьерный взлет. И то сказать, первой подружкой «Плейбоя» была Мэрилин Монро.
И здесь мы плавно перейдем к читателям этого журнала. Что бы сейчас ни говорили присяжные феминистки про его издателя Хью Хефнера (Hugh Marston Hefner; 1926 — 2017), тот очень правильно анонсировал свой журнал в качестве «развлечения для мужчин» («entertainment for men»). «Playboy» был ориентирован не на сексуально озабоченных, а на раскрепощенных мужчин.
В журнале был замечательный литературный раздел, в нем печатались неглупые комиксы, авторами которых были выдающиеся в этом роде искусства (именно!) художники. Фотографы в «Playboy» тоже подобрались первоклассные. Поэтому фотографии «подружек месяца» трудно было назвать порнографией. Хотя многие старались. В общем, читателей у журнала хватало. В основном, были они мужчины, причем многие — с высшим образованием.
Поэтому не удивительно, что летом — то ли в июне, то ли в июле 1973 года — этот журнал попал под руку сотруднику Института обработки сигналов и изображений Университета Южной Калифорнии Александру Савчуку (Alexander Sawchuk). В то время Александр разрабатывал алгоритм сжатия цветных изображений без видимой потери качества.
Кто сейчас не знает о том, что в файлах с расширениями .jpg и .jpeg хранятся «картинки», а в файле с расширением .mpeg — фильмы? В середине же 1973 года работа была в самом начале. Александр Савчук должен был доложить на научной конференции о результатах работы и проиллюстрировать эти результаты на каком-нибудь хорошем примере.
В последнем предложении слово «хороший пример» несколько противоречит слову «какой-нибудь». Дело в том, что не всякая картинка будет признана собранием специалистов хорошей. Тестовый объект в задачах обработки изображений должен иметь достаточное количество деталей, хороший цветовой спектр, а кроме того, на картинке не должно быть повторяющихся элементов. Наконец лучше, если это будет какая-нибудь «живая» картинка, а не набор цветных пятен и геометрических форм вроде телевизионной проверочной таблицы.
В это время один из сотрудников А. Савчука, Вильям Прэтт (William K. Pratt), готовил к печати книгу «Цифровая обработка изображений» (ставшую впоследствии классической). Он тоже маялся с поиском тестового объекта для иллюстрации приемов обработки изображений, описываемых в книге. Именно ему пришла в голову идея отсканировать для этого фотографию девушки из ноябрьского номера «Плейбоя» за прошлый год. Лену подвергли некоторым предварительным испытаниям: измерили фурье-спектр, прикинули количество крупных, средних и мелких деталей на снимке, количество однотонных областей и обнаружили несколько текстур. Все, что нужно. Так что — пожалуйте на сканирование!
Сканеры тогда были машинами сложными, дорогими и с невысоким разрешением. Поэтому ученые отсканировали самый верхний квадрат фотографии размером 5.12 на 5.12 дюймов (13 на 13 см). В кадр попали милое девичье лицо и шляпка. И это было прекрасно, потому что на более низких дюймах фотографии, кроме шляпки и полусапожек, не было на Лене Сёдерберг никакой одежды. Кстати, в журнале она выступала под псевдонимом
Ноябрьский номер «Плейбоя» еще не стал библиографической редкостью. Поэтому многие коллеги Савчука и Прэтта обзавелись оригинальными фотографиями и оценили их в полной мере и в полном размере. Популярность Лены среди тех, кто занимался обработкой графической информации, возросла до небывалых размеров. А номер «Плейбоя», ей посвященный, стал абсолютным чемпионом продаж журнала: 7,16 миллионов экземпляров.
Теперь все знали, что означает слово «Lena», или же «Lenna». Идеальный объект для тестирования программ обработки изображения!
Лена Сёдерберг стала «Первой леди Интернета». Это неофициальное, но почетное звание было присвоено ей на юбилейной 50-й научной конференции по теории и технологии обработки изображений, которая происходила в 1997 году в Вашингтоне. «Плейбой» способствовал приглашению на эту конференцию своей бывшей модели, которой к тому времени было уже за 45. Лена счастливо вышла замуж и родила троих детей. Она жила в Стокгольме, работала в министерстве социального обеспечения Швеции и понятия не имела о своей широкой популярности в узких научных кругах.