Перейти к предыдущей части статьи
Программа ведет базу данных, которую можно упрощенно представить как таблицу, состоящую из двух столбцов. В первый столбец записываются короткие, сокращенные, адреса, а во второй — не сокращенные, длинные. База данных индексирована по первому столбцу так, что по сокращенному адресу легко отыскать длинный. На первом шаге случайным образом генерируется строчка, состоящая из фиксированного числа символов (обычно из 6 или 8 символов), и проверяется, что в базе данных такого сокращенного адреса еще нет. Если проверка завершилась удачно, пара из двух URL записывается в базу данных и возвращается пользователю.
Как работает программа, когда на сайт службы сокращения приходит сокращенный адрес
Пример Кевина Джильберстона показал, что для опытного программиста написать такую программу — дело нескольких дней. Попутно, конечно, следует решить еще несколько довольно важных вопросов, но в любом случае, это задачка для студента-компьютерщика второго курса университета. Нормальная такая курсовая работа.
Поэтому не удивительно, что после успеха TinyURL появились еще несколько служб, которые стали предлагать услуги по сокращению длинных URL.
Максимально удобной для пользователя считается служба Bitly. Кто знает английский язык, уловит в названии сайта связь со словом «bit», «кусочек». Четкое указание на назначение службы: откусывать длинные URL.
Bitly — частная компания, которая существует с 2008 года и сокращает за месяц по 600 миллионов интернет-адресов. Зарегистрировавшись на сайте, пользователь получает возможность хранить список своих ссылок и анализировать статистику перехода по ним. Bitly длительное время сотрудничала с сайтом Twitter, обеспечивая для него сокращение адресов, что позволяло вставить ссылку в твит размером 140 символов.
Первоначальный адрес службы Bitly был bit.ly/. Довольно экзотический интернет-домен .ly принадлежит Ливии. В 2011 году ливийское правительство посчитало, что использование домена для целей сокращения интернет-адресов не соответствует исламскому закону. Мудрость правоверных безмерна. Поэтому с 2011 года все адреса типа http://bit.ly/2ye7XIA переадресовываются для обработки на сайт https://bitly.com/. Впрочем, пользователи этого не замечают.
Bitly также предлагала услуги по сокращению адресов для нескольких крупных компаний. При этом использовались «говорящие» адреса, которые арендовались в экзотических интернет-доменах. Например, для сокращения ссылок в The New York Times используется адрес nyti. ms, а в компании Pepsi — pep.si. Вот, например, сокращенный адрес для статьи из The New York Times:
Кстати, вы проверили, каким странам и территориям принадлежат доменные имена .ms и .si? Если да, то получите дополнительный плюс за любознательность. И еще один плюс, если проверили, куда ведет вышеупомянутый адрес: bit.ly/2ye7XIA?
Главным достоинством нескольких других служб сокращения длинных URL-ссылок является их минимализм. Например, на сайте Is.gd (вероятно, сокращение выражения «Is Good») нет ничего, кроме окошка длинной ссылки и кнопки «Shorten!» («Сократить!»). После нажатия на кнопку выводится короткий адрес вроде: https://is.gd/IHpS3Q.
Не менее скромен сайт Bit.do.
Интернет-гиганты используют свои службы сокращения длинных URL.
Например, Google позволяет сокращать длинные ссылки до коротких, имеющих вид вроде:
Yandex также обзавелся своей службой сокращения длинных URL-ссылок. Сокращенные ссылки имеют такой вид: https://clck.ru/ByoGv.
Youtube сокращает ссылки на свои ресурсы в виде: https://youtu.be/MYej2m-n9yo. Такая ссылка легко размещается в электронном письме или в строке твиттера, оставляя еще пространство для реакции, пусть краткой, но реакции.
Сокращать ссылки до вида https://vk.cc/7dmRBV позволяет и «ВКонтакте». Причем использовать сокращенные ссылки можно и вне социальной сети.
Итак, если возникла необходимость сократить длинный URL-адрес, для этого легко воспользоваться одной из перечисленных служб сокращения URL-строки. Если вам приходится делать это часто, лучше зарегистрироваться на сайте Bitly или воспользоваться сократителем URL от Google.
А теперь немного об извращениях. Если URL-ссылки можно сокращать, значит, можно их и удлинять. Зачем? Трудно придумать разумный резон. Однако создатели сайта http://longurlmaker.com/ считают, что размер имеет значение, и предлагают за несколько секунд превратить обрубочек вроде http://bit.do/dQhoK в роскошный «хвост» длиной аж в 2 092 символов.