Как появились пейджеры?

Реклама
Грандмастер

Что это было такое? Маленькая коробочка с экранчиком. Когда она вдруг ни с того ни с сего начинала пищать, это означало, что пришло сообщение. Некий аналог нынешних СМС-сообщений (но их можно было только получать). В России в середине 90-х пейджеры были признаком успешности и модным прибамбасом. Примерно с 1992 по 1998 г. А потом резко подешевели сотовые телефоны и пейджеры сразу сдали позиции…

Так было во всём мире на несколько лет раньше по сравнению с Россией. Выходит, иногда неплохо быть отсталыми. На Западе с 50-х годов строили инфраструктуру для разработки, обслуживания пейджеров, люди работали, росли, поднимаясь по служебной лестнице… И вдруг всё кончилось. И лестница, и работа. И накопленные знания и умения оказались уже никому не нужны.

Реклама

Изобретение пейджера

Событие это окутано легендами. Утверждают, будто начиная с 1921 года центральное управление полиции Детройта организовало оповещение мобильных подразделений полиции города через диспетчеров. Однако большинство источников утверждают, что первые пейджеры (точнее — «устройства пейджинговой связи», их тогда называли биперами, от издаваемого ими звука beep) появились в конце 20-х годов. Их изобретение приписывают американскому инженеру-радиотехнику Чарльзу Нииргарду.

Якобы когда он, заболев, лежал на излечении в местной больнице, его приводили в бешенство постоянные сообщения по громкой связи больницы: «Доктор такой-то, …пройдите туда-то, …вас ждут там-то». Вот он и изобрел устройство, которое давало знать своему хозяину, что его вызывают. Забибикало — подойди к диспетчеру и спроси. Или подойди к ближайшему столику дежурной медсестры и попроси ее позвонить и узнать. Сообщения по селекторной связи можно было и не услышать (хотя все обитатели больницы их великолепно слышали), а бипер был слышен сразу, причем только тому, кому это было нужно. Уши больных, наконец-то, отдохнули от постоянных вызовов врачей больницы туда-сюда. В 30-е годы, кроме врачей, биперы активно использовались полицией и пожарными.

Реклама

Более продвинутый вариант пейджера, называемый Handie-Talkie, начала производить в 1956 году фирма Моторола. Радиус действия — около 200 метров, количество абонентов — около 50. Когда он забибикал, надо поднести к уху и выслушать сообщение от диспетчера… Ну и идти по вызову. Именно тогда бывшие биперы стали пейджерами. Причем английское page тогда означало не страницу, а «слуга, паж». Ведь владелец устройства должен был идти, куда велено…

Современный вариант пейджера, с экраном и передачей сообщений, появился в 1970 году, когда компания Radio corporation of America выпустила первый пейджер с монохромным жидкокристаллическим экраном. Теперь диспетчер мог не говорить сообщение для бипера номер такой-то, а набрать номер пейджера, ввести передаваемое сообщение — и передать его в радиоэфир. У владельца бипера-пейджера вначале раздастся противный биип, а на экране появится сообщение. Где именно в больнице потребовалось присутствие доктора Н.

Реклама

Золотой век пейджера

Помните сериал «Скорая помощь»? Америка 90-х годов, у врачей и медсестер постоянно где-то близко коробочка пейджера, и когда она начинала пищать, они хватали её, читали сообщение и отправлялись по вызову, сделанному по радио диспетчером их больницы.

В СССР пейджеры не пошли в массы, остались служебной принадлежностью медиков станций Скорой помощи. Во время Олимпиады-80 ими пользовались многие службы обеспечения Олимпиады.

Преимущество пейджинговой связи — её односторонность и безопасность. Владельца сотового телефона запеленгуют в два счета, его сотовый регулярно передает сигнал о своём местонахождении. Пейджер примет предназначенное ему сообщение, но работает как приёмник и запеленговать его практически невозможно. При этом диапазон частот, занимаемый сотовыми операторами для работы с несколькими десятками абонентов, позволяет поддерживать связь для нескольких десятков тысяч пейджинговых абонентов. К тому же — одна батарейка (АА или даже ААА) позволяет работать пейджеру целый месяц (вспомните — на сколько хватает зарядки вашему мобильнику и сколько там аккумуляторов).

Золотой век пейджеров давно миновал. Последняя коммерческая пейджерная компания Беларуси прекратила предоставлять услуги еще в 2006 г., когда с них начали брать плату за занимаемый радиодиапазон. Однако пейджеры не умерли окончательно. По некоторым данным, на ряде опасных производств они ещё используются — в качестве индивидуальных аварийных оповещающих устройств. Тут главное — дешевизна и надёжность.

Реклама