Идея, конечно, не новая. Но очень перспективная. И это доказано на практике. В ряде стран проведены соревнования на веломобилях с солнечными панелями. Состоялись также чемпионаты на автомобилях тоже с такими же панелями. Технически не составляет особой сложности начать их производить не в виде экспериментальных моделей, а крупными промышленными партиями. Правда, в конце минувшего века скептики говорили о том, что потребителей отпугнет высокая стоимость солнечных автомобилей. Однако по опросам вышло иначе: большинство респондентов выразили готовность приобрести гелиомобиль. Даже если его цена будет существенно выше традиционного авто с бензиновым мотором. Парадокс? Люди разучились считать свои деньги? Суть в другом.
В крупных городах транспорт значительно загрязняет воздух. Полностью избежать выбросов при сгорании бензина невозможно. Можно лишь несколько снизить их. Возросли требования к производителям машин. Жесткими стали требования и при прохождении технического осмотра. Не составляет труда понять, что через 10−15 лет автопром будет вынужден кардинальным образом перестроить отношение к загрязнению атмосферы машинами. Как следствие, новшества, ограничивающие загрязнения допустимым уровнем, скажутся на цене авто. Она может резко «взлететь». Перспектива реальная. Альтернатива только одна — переходить на экологически чистый транспорт.
Интересные примеры на этот счет есть сейчас в Германии. Там в городе Киль спроектировали морской катамаран «PlanetSolar» с солнечными панелями. На нем было совершено кругосветное автономное плавание. В пути он находился 19 месяцев. Важная особенность катамарана в том, что получаемой от солнечных панелей днем энергии (частично отдаваемой в аккумуляторы) хватало не только для работы электрических моторов в ночное время, но и для нужд экипажа.
Как видим, современные аккумуляторы позволили начать выпускать автобусы, маршрутки, легковые авто, морские суда с электрическими двигателями. Появились они и на самолетах.
Еще в 2011-м в институте авиастроения Штутгартского университета (Германия) был разработан двухместный самолет «eGenius». Вот его технические данные:
Максимальная скорость — 235 км/час.
Дальность полета — 400 км.
Подъемный вес — 850 кг (с учетом веса летчика и пассажира).
Самолет «eGenius» внешне похож на планер. С той лишь разницей, что в хвостовой части находится электрический винт толкающего типа. Сейчас «eGenius» работает сезонно на туристических линиях. Но это все же не гелиолет. Солнечную энергию «eGenius» не использует. После каждого полета нужна подзарядка аккумулятора от сети. Словом, повторяю, это не гелиолет, а электролет с двигателем, который вполне применим на гелиолете.
И такой гелиолет построили в Швеции, дав ему название «Solar Impulse». Автор проекта — путешественник Бернар Пикар. Уникальность самолета в том, что ему не нужен прямой солнечный свет — подзарядка аккумуляторов во время полета может идти и при пасмурной погоде. Чувствительные фотоэлементы (с которых снимается электричество) — одни из самых лучших в мире по эффективности. Впечатляют размеры самолета. Размах крыльев у него превышает 70 метров — на 15% больше, чем у пассажирского гиганта «Боинг-747»! На крыльях гелиолета установлены 7200 блоков солнечных элементов. Общий вес можно сравнить с весом среднего легкового автомобиля — полторы тонны.
Прекрасная воздушная машина, отлично зарекомендовавшая себя на дальних беспосадочных перелетах. Но «Solar Impulse» все же не пассажирский — в кабине место только для пилота. Разочарованы? Однако вспомним то, что авиация, вообще-то, в отдаленном прошлом родилась не сразу пассажирской. Так что и с гелиолетами ситуация, надо полагать, повторится. Будут они и пассажирскими. И даже, возможно, достаточно скоро.