Все уже привыкли к бесконечным, часто монотонным селфи. В последнее время появился новый тренд, который The Wall Street Journal окрестил с некоторым юмором «shelfie». Shelf — это «полка» по-английски, а на наших полках часто стоят вещи, которые составляют нашу жизнь и характеризует с одной стороны, наши интересы, с другой — представление о прекрасном.
Основательницей этого нового тренда «шелфи» считается молодой фотограф Элис Гао. Именно она стала выкладывать в социальную сеть подобные «натюрморты». Количество ее восторженных «фолловеров» скоро достигнет миллиона. Одновременно прибывает количество новых желающих попробовать себя в шелфи, их уже около 40000 человек.
Началось все с книжных полок. Но женщины не были бы женщинами, если бы в «натюрморты» не стали добавлять цветочки, салфеточки, аксессуары (вроде очков в интересной оправе) или красивые дымящиеся чашечки кофе. И чтобы обязательно пенка с фигурным рисунком! А вместо книжных полок начинают фигурировать подоконники и камины.
На селфи теперь не личики-рожицы. На шелфи теперь портрет вкуса, стиля и интересов хозяина-фотографа. Особым вниманием пользуются вещи из прошлого: и поцарапанные поверхности в дело идут, и старые открытки, и вещи ручной работы, и игрушки из детства, и какой-то природный материал (камень, ракушки, цветок). Технические девайсы как раз не слишком приветствуются, хотя могут что-то «концептуально» единовременно выразить. Желательно при этом иметь представление о композиции, располагая «объекты» в определенном порядке, делая их «фотогеничными», по-новому организовывая пространство.
Все равно люди показывают себя — только уже через то, что любят, что им дорого, что составляет их жизнь. Эти фотографии не менее персональны, чем фотографии лиц, и точно так же отражают индивидуальность, некую внутреннюю жизнь. Визуальный мир не только фиксируется, но и создается прямо на ходу. Рутина и обыденность может быть пересмотрена. Пространство можно реорганизовать. А можно охватить снимком и внезапно по-новому взглянуть на этот кусочек своей жизни.
«Что это — очередное потакание эго или новый способ показать свой вкус?» — задаются вопросом журналисты и социологи.
До появления социальных сетей было не так просто снискать одобрения незнакомых людей, точнее, это было исключительно хлопотным делом. Надо было что-то уметь, причем это что-то должно было быть как минимум зрелищным. Или надо было годами зарабатывать себе репутацию, или совершить прорыв в чем-то, что заинтересовало бы некоторое количество людей.
Сейчас все проще. Есть сети, есть пресловутые «лайки». К этому можно по-разному относиться, но явным преимуществом является очень быстрый обмен информацией. Все стало одновременно несказанно проще и при этом обманчивей.
С другой стороны, эта обманчивость — не критическая. Даже если у вас есть единственный уголок в доме, где есть нечто интересное, то вы должны хотя бы понимать: да, вот оно.
Все плохое, что можно сказать об этом новом течении, уже, наверное, сказано. Конечно, это очередное «убегание» в виртуальную жизнь. Да, это очередной суррогат.
С другой стороны, лишний раз захотеть увидеть красоту момента, или красоту в моменте, или самому ее создать и тут же поделиться — очень человеческая черта. И это — совсем неплохо.
Фотографировать я так и не научилась, однако научилась внимательнее относиться к деталям. Да и просто их видеть. И не только видеть их, но и видеть в них то, что они могут отражать.