Розничные сети — за покупателя
Ритейлеры отлично понимают, что если вчера смартфон стоил 5 000 рублей, а сегодня 10 000 рублей, потребителя никакими экономическими аргументами не убедишь купить такую модель. Даже если это продукция Apple. В сентябре 2014 года продажи iPhone 6 стартовали с отметки в 31 990 рублей, а сейчас это уже минимальные 46 990 рублей. Эльдар Муртазин предсказал, что Apple в январе-марте потеряет до 30% отечественного рынка. И я с ним полностью согласен, как и 85% проголосовавших на Обещания.Ru.
Однако пример Apple — скорее исключение. В ряде случаев производители и рады бы компенсировать свои неожиданные потери в счет обоснованного роста цен, но магазины им попросту не дают этого сделать. Как следствие, небольшие локальные бренды путем нехитрых подсчетов понимают: им выгоднее вообще приостановить поставки. Выплата штрафов розничным сетям за срыв контрактов все равно обойдется гораздо дешевле убытков от реальных продаж продукции.
Некоторые торговые марки рискнули — и в январе-феврале выдали модели с самым что ни на есть «честным ценником». Один бренд средней руки выпустил за 19 990 смартфон с характеристиками, при которых раньше этот аппарат отдали бы за 10−12 тысяч рублей. Стоит ли говорить, к чему сводится 99% комментариев в обсуждениях новинки на различных сайтах? Забавное наблюдение — на Яндекс. Маркет другие модели бренда доступны в десятках онлайн-магазинов, а данное устройство взяло на реализацию всего шесть торговых точек.
Второй эшелон на запасном пути
В этом году, очевидно, произойдет «выздоровление» мобильного рынка. Помните, как раньше любой продавец, кхм, розеток мог стать «производителем смартфонов»? Достаточно было собрать деньги на заказ партии смартфонов из Китая и указать азиатской фабрике, какой шильдик следует прикрепить. Такие бренды второго эшелона неизбежно и массово «вымрут», так как именно они в наибольшей степени завязаны на курс доллара. А для потребителя это — уменьшение числа «случайных» брендов с плохим сервисом и низким качеством продукции.
Почему так случится? Например, для выпуска новых устройств нужны оборотные средства. В основном они берутся из двух источников — доходы от продаж текущих моделей и кредиты. Понятно, что из-за удорожания доллара до 60−65 рублей брендам не уйти бы в убыток. Ведь летне-осенние закупки велись при курсе до 35 рублей за доллар.
Отличный «подарок» преподнесли и розничные сети. До 2013 года розница перечисляла брендам деньги по факту продаж в срок до 40 дней. В 2013 году — до 60 дней, а в контрактах на 2015 год некоторые сети и вовсе выставили «коридор» до 120 дней. Теперь представьте себя на месте локального бренда, которому не то что на четыре месяца — на пару недель вперед сложно спрогнозировать свои доходы и расходы на фоне колебаний курса валют. Многим ли захочется продолжать работу в таких условиях?
Хорошо, а что с кредитами? Есть такая замечательная вещь, как ключевая ставка