Впрочем, результаты любой революции, в том числе и банковской, столь разноплановые, что трудно предугадать их заранее. Что, кроме удобства, могут принести бесконтактные карты пользователям?
Обычные кредитки иногда называют пластиком. У всех их стандартный размер и конструкция. Но бесконтактным картам внешняя унификация не нужна.
Один из примеров новой формы — высокотехнологичные перчатки, с помощью которых можно оплатить покупку буквально мановением пальца. В перчатки Barclaycard встроен миниатюрный чип, привязанный к кредитной или дебетовой карте. Стоит поднести чип на несколько сантиметров к платёжному терминалу, как устройства связываются между собой при помощи радиоволн. Если сумма покупки не превышает 20 фунтов, то вводить пин-код не потребуется, платёж будет выполнен в автоматически.
Популярность подобных технологий растёт не по дням, а по часам. По данным Британской карточной ассоциации (UK Cards Association), их оборот в сентябре 2014 г. составил 253 млн фунтов.
Пионер бесконтактных платежей в Великобритании, корпорация Barclaycard выпустила первые карты в 2007 году. Поначалу они не пользовались популярностью, так как отсутствовали поддерживающие технологию платёжные терминалы. Сегодня в стране насчитывается более 200 тысяч терминалов, британские банки выпустили уже более 54 млн бесконтактных карт.
Бесконтактные перчатки, которые пока проходят тестовые испытания, были разработаны с учётом мнений клиентов. Покупатели считают, что именно этот предмет одежды, совмещённый с новейшими технологиями, избавит их от необходимости шарить по карманам в поисках кошелька. Но зачем все эти новшества банкам и магазинам?
За удобство покупатели платят, причём даже тогда, когда совсем к этому не стремятся. По данным исследования, проведённого швейцарским экономистом, доктором Тобиасом Трутшем (Tobias Truetsch), обладатели бесконтактных карт тратят на 10% больше денег, чем покупатели, пользующиеся обычными банковскими картами, дебетовыми или кредитными.
По подсчётам экономистов компании MasterCard, разница ещё существеннее. В течение первого года пользования новой картой расходы «бесконтактников» возрастают примерно на одну треть.
Доктор Трутш полагает, что покупать товары людей стимулирует удобная технология. Но у психологов другое объяснение.
Психолог из Массачусетского технологического института Дражен Прелек (Drazen Prelec), который изучает, каким образом мозг человека принимает решение о покупке, полагает, что людям легче платить за товары, если они не видят, как «уходят» их деньги. Прелек утверждает, что за один и тот же товар, пользуясь кредиткой, люди готовы платить вдвое больше, чем наличными.
Сканирование мозга показывает, что расставаясь с деньгами люди вздрагивают, словно от боли. Интересную особенность выявила доцент кафедры маркетинга из Университета штата Юта Арул Мишра (Arul Mishra). Оказывается, людям проще расстаться с десятью бумажками номиналом в 5 долларов, чем с одной «пятидесяткой».
Очевидно, что бесконтактные технологии ещё дальше «прячут» реальные расходы от покупателей. Обладателям перчаток Barclaycard нет нужды брать в руки не только наличные деньги, но даже пластиковую карту. Люди вообще не ощущают трат, благодаря чему покупают чаще, причём значительно возрастает доля импульсивных покупок товаров.
Так, 8 из 10 участников опроса, проведённого Национальным фондом трудовых сбережений (National Employment Savings Trust), признались, что тратили деньги на товары, которыми не пользовались в течение пяти лет.
Будьте внимательны, делая покупки!